Кто такой Мерчендайзер и чем он занимается?
Чтобы понять, чем занимается мерчендайзер, достаточно вспомнить как, часто придя в магазин за необходимым товаром, вы уходите из него с полной корзиной незапланированных покупок. Согласно статистике, более 70% решений о покупке принимается непосредственно в магазине. Это происходит, в том числе благодаря работе мерчендайзера.
Появление профессии
Истоки мерчендайзинга зародились ещё до развития розничной торговли, когда для увеличения продаж на рынке, торговцы натирали овощи и фрукты до блеска или наваливали товар в большие кучи для привлечения внимания.
Развитие мерчендайзинг получил в середине 30 гг. прошлого века в Америке. После массового распространения магазинов самообслуживания мерчендайзер стал заменять продавца. Основная задача заключалась в создании условий, побуждающих покупателя сделать покупку. До начала 2000-х гг. в России не знали, что это за профессия. Массовое распространение мерчендайзинга началось с приходом на российский рынок крупных сетевых корпораций товаров массового спроса.
Суть работы
Так кто же такой мерчендайзер и какие у него обязанности? Словарь бизнес терминов даёт следующее определение: «мерчендайзер — сотрудник компании, обеспечивающий наличие товаров в торговой сети и занимающийся мониторингом продаж».
Его работа направлена на стимулирование потребительского спроса, путем грамотного расположения ассортимента в торговой точке. Достигается это путем размещения продукции в торговых залах по пути следования покупателя, с помощью оформления витрин и выкладки.
Однако сводить работу только к выкладке было бы ошибочно. Чтобы грамотно выложить товар, нужно поддерживать достаточный запас, что невозможно без грамотного расчета ассортимента, цены и места продажи.
Простыми словами, это человек создающий условия, побуждающие купить здесь и сейчас определенный товар по определенной цене.
В должностные обязанности входит 5 функций:
Размещение:
- выкладка ассортимента в зале торговой точки;
- контроль соблюдения стандартов выкладки компании.
Представление:
- привлечение покупателей с помощью промо-акций;
- установка POS-рекламы (световые панели, волберы, промостойки и др.);
- корректировка цен и контроль ценников;
- контроль целостности упаковки и привлекательного вида продукции;
- размещение ассортимента на промодисплеях.
Управление запасом:
- контроль наличия ассортимента компании на полках магазина;
- расчет и поддержание достаточного остатка;
- контроль уходимости товара по срокам годности
- поддержание минимального остатка;
- составление заявок.
- Сбор и анализ информации о работе магазина и действиях конкурентов
- Установление контактов с лицами, отвечающими за принятие решений в целевых точках сбыта.
Российские работодатели часто совмещают функции мерчендайзера с функциями продавца-консультанта, и включают в обязанности сотрудников консультацию и обслуживание покупателей.
Где работает мерчендайзер
Мерчендайзинг относится к сфере торговли. В зависимости от того, где находится специалист и что он делает, выделяют 2 направления:
- мерчендайзинг производителя;
- мерчендайзинг торговой точки (ритейла).
Работа мерчендайзера, представляющего интересы производителя чаще всего проходит в движении. Он объезжает точки сбыта продукции, контролирует и описывает ситуацию на местах. Анализирует конкурентов и выносит предложения по совершенствованию продвижения.
Мерчендайзер ритейла находится непосредственно на торговой точке. Это может быть супермаркет или гипермаркет одежды, продуктов питания, стройматериалов и другой магазин самообслуживания.
Вакансии и заработная плата в России
Какая будет зарплата у специалиста, зависит от региона, типа занятости и работодателя.
По статистике сайта hh.ru, на июнь 2018 г., по специальности Мерчендайзер в России открыто 3954 вакансии:
- 50% открытых вакансий имеют заработную плату 23 000 — 35000 руб.;
- 24% объявлений с зарплатой 10000 – 23000 руб.;
- 21% — 34800–45000 руб.;
- 5% объявлений работодатели указали заработную плату — от 55000 руб.
Наибольшее количество предложений представлено в отраслях розничной торговли, далее идут продукты питания, четверть вакансий приходится на долю СМИ, рекламы, дизайна и продюсирования.
Среди открытых вакансий немало предложений работы на неполный день, что позволяет совмещать ее с другой работой или учебой.
Требования к кандидату
Мерчендайзер не офисный работник. Большую часть времени сотрудники проводят на ногах, зачастую вынуждены поднимать и переносить тяжёлые грузы. Это требует выносливости, умения налаживать позитивные отношения с людьми, знания характеристик товара и анализа информации.
Поэтому работодатели выдвигают к соискателям такие требования как:
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- ответственность;
- располагающая внешность и ухоженный вид;
- грамотная устная речь;
- внимание к деталям;
- умение анализировать информацию.
Для мобильных работников, потребуется наличие автомобиля и водительского удостоверения, а для специалистов сферы питания — оформить сан книжку.
Где обучают профессии
В российских учебных заведениях не обучают профессии мерчендайзер. И для работодателей, как правило, не требуют наличия специального образования. Они готовы рассматривать кандидатов и без опыта работы. Обучение проводят непосредственно на рабочем месте. Впоследствии, крупные компании организуют тренинги, семинары и курсы повышения квалификации для сотрудников. Их обучают специфике товарной категории, стандартам мерчендайзинга и основам психологии потребления.
Поэтому эта профессия отлично подойдёт для подработки студентов и начала карьеры. Кроме того, должность мерчендайзера станет хорошим стартом для молодых специалистов, желающего построить карьеру в торговой сфере.
Уже через полгода работы, перспективный специалист может стать супервайзером. А через несколько лет работы торговым представителем в регионе. Для достижения максимальных успехов, потребуется высшее образование в областях экономики, маркетинга, товароведения или продаж.