Как привить ребенку самостоятельность

Как привить ребенку самостоятельность

Каждому ребенку с самого рождения дано стать самостоятельным. Правильное формирование этого качества полностью зависит от родителей и окружающих, с которыми контактирует малыш. По мнению психолога, начиная с трехлетнего возраста у ребенка нужно прививать ребенку самостоятельность.

Начинайте с элементарных вещей, постепенно усложняя задачу. Ведь именно в этом возрасте дети начинают активно копировать действия родителей и участвовать в повседневной жизни семьи.

На что обратить внимание, прививая ребенку самостоятельность

Не подавляйте инициативу у детей

Родителям и членам семьи, которые принимают участие в воспитании малыша, нужно запомнить одну вещь. Нельзя подавлять инициативу ребенка. И если годовалое дитя берет ложку и пытается самостоятельно кушать , дайте ему возможность насладиться процессом. А если подавлять инициативу, привить самостоятельность не получится.

Пусть завтрак растянется на 40 минут, и придется мыть не только малыша, но и кухню. Но через пару лет вам не придется удивляться, что ребенок ничего не хочет делать самостоятельно.

В дальнейшем ситуацию исправить будет намного сложнее, чем в раннем возрасте. Поэтому не допускайте, чтобы у ребенка выработалась уверенность, что можно не стараться. Зачем? Ведь за него все сделает мама. И если ребенок сам кушает или помогает вам мыть посуду, то пусть помогает. Это поможет привить ребенку самостоятельность

Хвалите ребенка

Каждый малыш нуждается в обязательном поощрении за выполненные им хорошие действия. Похвала, приятные, добрые слова всегда придают дополнительных сил и уверенности к новым действиям. Поэтому даже если выполненное действие далеко от идеального, не забывайте похвалить ребенка.

Не нужно сравнивать малыша с его одногодками, соседскими детками. Ведь такое сопоставление травмирует психику и снижает желание стремиться сделать лучше.

Не критикуйте малыша

Когда дети проявляют самостоятельность, они стараются угодить родителям. Хоть некоторые вещи ребенок еще выполняет не идеально, но он старается показать маме и папе свои способности. В этот момент больше всего дети боятся услышать от родителей критическое замечание. Воспитывая самостоятельного ребенка, забудьте о критике. Будьте терпеливыми и спокойными, даже несмотря на то, что проявленная инициатива малыша иногда приносит немало дополнительных хлопот.

Как воспитать самостоятельного ребенка:

Расширьте границы дозволенности

Дети, воспитанные в обстановке полной опеки, не могут долго научиться самостоятельности по вине родителей. Ребенка защищают от малейших неприятностей методом полной изоляции от реалий жизни. Постепенно малыш свыкается с ролью, что ему предоставят все готовое. Ничто так не мешает прививать ребенку самостоятельность как гиперопека.

Приучайте ребенка к самостоятельности с самого раннего детства. Не ждите, пока он пойдет в садик или школу, где воспитатели и учителя будут обучат его элементарным вещам. Доверьте ему самостоятельно одеваться, кушать, собирать игрушки. Начиная с несложных задач, постепенно расширяйте границы его возможностей. И тогда вы будете спокойны, что ваш малыш сможет самостоятельно позавтракать, убрать в комнате, собраться в школу, не прибегая к помощи родителей или бабушки с дедушкой.

Подсказки родителям для развития самостоятельности у ребенка

Не бойтесь признаваться детям в своих неудачах

Иногда ребенок боится действовать самостоятельно из страха неудачи. Возможно, его отругали, когда он пытался что-то сделать самостоятельно, но у него не вышло. Возможно, наказали, когда он пытался сам вылить пол и перевернул ведро. Это могло отбить у него желание делать что-либо самому. Но если вы признаете, что и у вас не всегда все получается сразу, это исправит ситуацию. Потому что избавит ребенка от страха неудач. Он будет знать, что неудачи случаются и у взрослых. Это нормально.

Придумайте таблицу вознаграждений за самостоятельность.

Составьте список дел, на которые способен ребенок и тех, которые он только осваивает. Напротив них ставьте плюсики, когда ребенок их выполняет или хотя бы пытается. Договоритесь с ним о вознаграждении, когда число плюсов достигнет определенной цифры. Если ребенок еще не силен в счете, просто проведите черту, к которой вы будете двигаться.

прививая ребенку новый навык,

давайте простые пошаговые инструкции. Один шаг — за раз. Если вы скажете ребенку: «Тебе надо сложить свои вещи, убрать игрушки, поесть и почистить зубы», скорее всего он запутается и ничего не сделает. Давайте одно задание за раз. И обязательно похвалите за его выполнение или даже за попытку. Если задание большое, разбейте его на части и просите ребенка выполнить одну часть. После этого переходите к следующей.

Используйте таймеры

когда ребенок выполняет необходимую задачу, которая не нравится. Например, чистит зубы или делает зарядку.

Инсценировка с игрушками

Такие задачи как еда, одевание или чистка зубов можно отработать сначала на игрушках. Пусть малыш поможет одеться своему медвежонку, покормит его, почистит ему зубы игрушечной щеткой. Игра увлечет ребенка, и потренировавшись на игрушках, ему будет проще сделать это самому.

доверяйте малышам простые задачи

Конечно, мы не возложим на маленького ребенка ответственность за мытье посуды. И не предложим его нарезать хлеб. Но мы можем доверить им разложить на столе безопасные предметы. Например, салфетки и ложки, когда вы накрываете на стол.

И, конечно, будьте примером

Взрослые являются важными образцами для подражания; помните, что ваш ребенок следит за всем, что вы делаете. Подайте хороший пример.

«Чтобы стать независимыми, дети должны быть уверены в своих силах, иначе они будут чрезмерно полагаться на поддержку других взрослых или своих более уверенных сверстников», Алистер Брайс-Клегг

Эссе «Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого»

Ольга Корольская
Эссе «Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого»

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

(Эрнест Легуве)

«Как привить ребенку самостоятельность или научить его обходиться без взрослого».

Мир знает немало примеров, когда воспитанное в любви и достатке чадо в результате превращалось в инфантильное, безответственное существо. Почему так происходит? И можно ли с этим бороться?

Уже доказано, что ответственность – качество не врожденное. Его нужно прививать и развивать. С самых ранних лет человек должен четко усвоить: он обязан быть ответственным за свои проступки и уметь принимать вознаграждение (прежде всего, моральное) за свои успехи. Итак, как же воспитать ответственность?

Если ваш маленький ребенок выражает желание вам помочь, например, помыть посуду, собрать чистые носки или загрузить грязное белье в стиральную машинку, предоставьте ему такую возможность. Даже если у малыша не будет получаться – ничего страшного. Главное в том, что он учится вам помогать!

Предлагайте ребенку выполнить определенное действие с возможностью выбора. В таком случае, малыш это сделает, но выберет тот вариант, который подходит ему. Например, «Хочешь ли ты застелить кроватку сейчас или после того как умоешься?» Таким образом, вопрос подразумевает так или иначе выполнение определенного действия, но ребенок сам выбирает, когда ему удобно выполнить это действие. А это значит, что родители прислушиваются к его пожеланиям.

Постарайтесь показать ребенку, что каждый самостоятельный поступок приводит к конечному результату, и именно ребенок должен сам определить стоит ли ему совершать этот поступок. Это значит, что ваш ребенок научиться принимать решения, не боясь сделать что-то не так.

Не стоит расстраиваться, если на каком-то этапе ваш ребенок отказывается что-то делать самостоятельно. Вы, как родители, должны быть терпимы и научиться не делать все за малыша, а показывать, как ему это делать самому. Если не обувается обувь, родители должны показать, как правильно ее обуть, не застегивается курточка, просто один раз покажите, как правильно застегивать пуговицы и т. д. Каждый самостоятельный поступок малыша обязательно нужно хвалить.

Объясняйте, показывайте и учите ребенка всему, чему необходимо. Помните, что на это нужно время и силы. Поэтому не спешите, чтобы ребенок научился всему за пару месяцев.

Дети любят игру, в любом ее проявлении. Потому даже в таких моментах старайтесь организовать все с игровым подходом. Обращайте внимание на то, что именно нравится выполнять вашему ребенку. Бывает, малыш с азартом возьмется мыть посуду, но ни в какую не заставишь его развесить аккуратно вещи в шкаф. Пока он маленький, давайте ребенку те задания, которые ему нравятся. А уж немного позже объясните важность выполнения любой задачи.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Доброжелательные партнерские отношения между ребенком и взрослым успешно формируются в сюжетно-ролевой игре. В процессе сюжетно-ролевой игры, дети воспроизводят какую — либо сферу деятельности или общения взрослых. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то, что в ее процессе дети усваивают социальные роли, а также отрабатывают навыки общения.

Играя, дети дошколята, обучаются позитивным приемам ролевого общения и взаимодействия, проявляют активность, самостоятельно анализируют конфликты между собой и вырабатывают умение разрешать эти конфликты без вмешательства взрослого.

Сюжетно-ролевая игра способствует снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.

Еще один метод, близкий детскому восприятию – это чтение художественной литературы и ее обсуждение. Замечательные произведения на эту тему, например стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Практически в любой книге можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Нужно лишь обращать внимание на эти эпизоды и обсуждать их с ребенком. Может быть, на примере этих произведений ребенок сам придумает свою сказку с поучительным смыслом.

Каждый раз, когда ребенок сделал верный шаг или вывод, необходимо это поощрять. Например, ребенок не в состоянии сам понять, что он должен аккуратно вешать свои вещи на стульчик, а не бросать их. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции взрослого, для них улыбка-награда, а сдвинутые брови – наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние взрослого и опираются на него в своем поведении. Но не все дети способны на это. Поэтому в этом случае, нужно применять другие методы поощрения. Например, выдавать разноцветные смайлики или фишки каждый раз когда ребенок понял о своей обязанности.

Еще один метод воспитания – это наглядный пример. Основа детской ответственности – ответственное поведение близких ему людей. Жизненная позиция ответственных людей видна сразу, и ребенок как губка впитывает все это без особых усилий. Такие люди, например, всегда выполняют обещания, данные детям. Ребенок видит, как взрослый ответственно подходит к своей работе или домашним обязанностям и в игре копирует такое поведение, делая его основой своего характера.

Многие взрослые забывают о том, что ребенок различного возраста, это еще не устоявшаяся, но уже сформированная личность со своими потребностями, желаниями и приоритетами. Многие психологи советуют равноправно общаться с любым ребенком, давая ему понять, что он полноценный член семьи и общества.

Важно помнить, что личность ребенка дошкольника только формируется и к полной ответственности ребенок еще не готов, поэтому ждать от него ответственности не стоит, нам нужно лишь закладывать в него азы ответственности, которые обязательно разовьются у него позднее. Нам стоит лишь набраться терпения и ждать. Самое главное, мы взрослые должны быть примером для ребенка во всем, мы должны всячески демонстрировать и проявлять чувство ответственности, самостоятельности, требовательности.

Как приучить ребенка к самостоятельности?

Что ребенок может делать сам в возрасте двух, восьми, 14 лет? Почему важно научиться не транслировать детям собственные страхи? Как самостоятельное выполнение уроков помогает достичь успеха во взрослой жизни? Зачем мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному? Tengrinews.kz задал эти вопросы алматинскому семейному психологу, арт-терапевту, специалисту в области раннего развития Наталье Паниной.

— Что такое самостоятельность для ребенка?

— В психологии есть такое понятие, как сепарация. Это длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно получает все больше прав и свобод, то есть все больше самостоятельности. Он постепенно становится более и более независимым от родителей. Делается это для того, чтобы в 18 лет, которые по нашему законодательству являются возрастом совершеннолетия, ребенок мог начать жить самостоятельно. Ведь, по сути, роль родительского воспитания — сделать так, чтобы дети могли жить без них, самостоятельно обеспечивая свои физиологические и психологические потребности.

В Интернете и книгах много информации о том, что должен уметь ребенок к определенному возрасту.

2-3 года — базовый уход за собой с небольшой помощью взрослого и маленькие обязанности: убрать игрушки, одеваться и раздеваться, чистить зубы.

4-5 лет — развитие прежних навыков и выучить информацию о себе и близких: знать свое имя и фамилию, адрес и телефон, делать легкую уборку дома, кормить домашних животных, понимать, что такое деньги и зачем они нужны, самостоятельно чистить зубы и причесываться, выбирать одежду из имеющейся.

6-7 лет — освоить навыки приготовления пищи и уборки: резать, делать бутерброды, мыть посуду, заправлять постель, самостоятельно принимать душ.

8-9 лет — у ребенка появляется гордость за свои вещи, а значит должно прийти понимание их ценности: складывать одежду, штопать, самостоятельно сходить в магазин и принести сдачу, выносить мусор, уметь приготовить по рецепту.

10-13 лет — время обретения самостоятельности в быту: оставаться дома одному, пользоваться стиральной машинкой и посудомойкой, жарить и печь в духовке, гладить, уметь пользоваться основными инструментами, убираться во дворе, присмотреть недолго за братишками и сестренками. Также с 12-13 лет формируется умение выбирать.

14-18 лет — время, когда с ребенком надо уметь договариваться как с другом. Если не стать друзьями, то ребенок будет сражаться с родителями. Все бытовые навыки должны быть сформулированы ранее и выполняться без напоминаний. Ребенок начинает осваивать то, что хочет освоить. К возрасту 16 лет важно помочь ребенку научиться формулировать свои намерения и доносить их до окружающих. Также в 16 лет начинается освоение сложных бытовых навыков: он должен уметь выполнять грязную работу по дому, накачивать шины, менять колесо, понимать и применять дозировки лекарств, самостоятельно проходить собеседование, уметь планировать список продуктов и по расписанию готовить еду, уметь найти работу, договориться с кем-либо о чем-либо.

18-20 лет — полная сепарация от родителей, переезд в общежитие или на съемную квартиру либо полноправный вклад в бюджет родительской семьи при совместном проживании. Если девочкам позволительно жить с родителями дольше, то для парней крайне важно обретение финансовой и территориальной самостоятельности. В этом возрасте важно уметь регулярно посещать врача и стоматолога, уметь открыть банковский счет и пользоваться картами, понимать и уметь подписывать простые договоры, уметь обслуживать автомобиль.

— Думаю, многие родители догадываются об этих требованиях к ребенку. Но живут по принципу «проще сделать самому». Как быть?

— Мне проще будет ответить на этот вопрос на примере 4-летней дочери. Для нее сейчас нормально убирать место своих игр, ручным пылесосом очистить это пространство, мыть свою посуду, вытирать ложки и вилки, мыть полы вместе с мамой. Чем меньше ребенок, тем больше у него интереса делать это.

Когда я как специалист вижу такое, то спрашиваю: «Как вы думаете, если сейчас вы не даете ребенку что-то сделать самостоятельно, научится ли он это делать потом, в старшем возрасте?» Можно показать на негативных примерах. Например, ребенку не давали самостоятельности в раннем возрасте, а потом в 12 лет вдруг резко начали требовать: вынос мусора, уборку в комнате, следование правилам. Конечно, ребенок не справится со свалившейся вдруг ответственностью. Самостоятельность — это навык, его важно начать тренировать как можно раньше.

Важно понимать, что ребенку надо создать комфортные условия для самостоятельности. У моей дочери всегда были в распоряжении 4 полки на уровне ее роста, с которых можно спокойно взять и убрать обратно игрушки. Интерес к этому у детей начинается в возрасте 12-14 месяцев. Например, в 18 месяцев она уже могла вытереть за собой пролитую воду. Да, она делала это не очень качественно, но делала — сначала влажными салфетками, потом отжатой мной тряпочкой, потом самостоятельно отжимала тряпочку и вытирала. Главным было в тот момент не убить порыв к самостоятельности. Все начинается с совместной игры, чтобы ребенок привык выполнять действие, а после делал его самостоятельно.

— И все? Никаких секретов?

— Секрет только один: ребенок не учится тому, что ему говорят, он учится тому, что он видит. Если вы хотите, чтобы у ребенка все вещи лежали на своем месте, то вам надо научиться класть все свои вещи на место. Если один из родителей разувается и раздевается где придется — то и ребенок будет делать так. Таким образом, в первую очередь дети приучают нас к порядку, к тому, что у каждой вещи свое место. Тем и хорош декретный отпуск женщины до достижения ребенком возраста трех лет, что ребенок видит, что и как мама делает дома. То же самое с папами. Если муж и отец участвует в делах семьи, то ребенок видит, что это не просто гость в доме, которому надо говорить большое спасибо за вбитый гвоздь. Норму поведения прививают родители.

У многих детей сегодня есть своя комната. И вместе с ней недовольство мамы, что ребенок не поддерживает там порядок. Примерно в возрасте трех лет также в форме игры можно помочь ребенку научиться сортировать игрушки: деревянные, пластиковые, мягкие. Или по тематике: машинки, куклы, пирамиды. Важно помочь выработать эту градацию. В форме игры ребенок приучается к порядку, к мысли, что порядок всегда не там, где его постоянно наводят, а там, где все кладут на место.

Это касается всех вещей в квартире. У пульта для телевизора есть свое место — на столике, пульт от кондиционера всегда висит на стене за шторой, ножницы, нитки и иголки лежат в верхнем ящике тумбочки. Да, ребенок какое-то время будет сопротивляться всему, что вы ему предлагаете. Но всегда же можно подыграть, создав иллюзию выбора. Например, он может выбрать, что надеть. Не из всего гардероба, а предварительно убрав зимние вещи, чтобы он не выбрал шапку-ушанку. Или проблема — самостоятельно обуваться. Для моторики, конечно, хороша обувь со шнурками, которые лучше, чтобы ребенок сам завязывал. Но если не получается, то можно купить сандали на липучках. И он самостоятельно будет обуваться.

— А как не просто приучать, но еще и научить отвечать за качество выполненной работы?

— Опять же на примере дочери. Одна из ее обязанностей — вытирать столовые приборы после мытья. Для этого у нее на удобной высоте висит полотенце. Я кладу приборы на край стола — она подходит и вытирает, убирает. Если она этого не сделает, то они так и будут лежать, я сама не сделаю. Вытерла плохо — будут разводы. Можно приучить ребенка да и вообще всех членов семьи, что помыта будет только та посуда, которая стоит в раковине или посудомойке, а постирано только то, что лежит в корзине для белья. Такие вещи дисциплинируют.

— А есть ли разница в воспитании самостоятельности у мальчиков и девочек?

— Да. Гендерные различия начинают проявляться ближе к пяти годам, до этого возраста дети воспитываются одинаково. После кризиса трехлетнего возраста до пяти лет можно мягко обращать внимание на их пол, что есть разница между мальчиками и девочками. А вот после пяти лет уже нужно воспитывать детей по-разному.

До трех лет важно сформировать границы у ребенка, применяя «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», накапливая багаж знаний и понимания различных ситуаций. Отталкиваясь от этого багажа и будет идти дальнейшее развитие ребенка. Конечно, существуют возрастные кризисы, когда ребенок будет все знания ставить под сомнение. Здесь важно, чтобы у всех взрослых в семье — мамы и папы, бабушки и дедушки — была единая позиция, соответствующая правилам этой семьи. Иначе ребенок, зная, что мама разрешает, а папа не разрешает, неосознанно научится манипулировать.

Если это мальчик, то каждый его поступок надо отмечать, хвалить. Для мальчиков «Ты — молодец» — это важно. Им важно ставить цели, чтобы они добивались, а если не получилось, то научиться достойно проигрывать — это очень важный навык. Мальчику важно быть понятым и восхваленным за дело.

А вот с девочками так нельзя. Чтобы они развивались гармонично, им с самого рождения нужно внушить мысль, что они — совершенны. Девочки должны быть абсолютны любимы и защищены. Тогда у них не будет проблем с самооценкой в будущем, они будут четко знать, что им подходит, а что не подходит. То есть с девочками лучше проговаривать безоценочно: «Да, за собой убирать — это правильно». Если девочке внушать оценочность, говорить «Ты — молодец, что это сделала», то она будет думать, что родители ее любят только за хорошее поведение и поступки.

Но, к сожалению, оценки сегодня повсюду. Даже в центрах раннего развития существуют наклейки в виде звездочек, солнышек и прочего. Поэтому важно донести до ребенка, что оценивают не его самого, а лишь какое-то одно действие или знание. Это нужно для того, чтобы он обратил на это внимание, достаточно ли хорошо он это делает. Также никогда нельзя сравнивать ребенка с кем-то из ровесников, только с ним же самим. Например: «Раньше ты не умел делать «колесо», а теперь умеешь. Это так здорово!»

— Во сколько ребенок может гулять самостоятельно?

— В нашем дворе я вижу и пятилетних детей, которые гуляют одни. Но тут у меня выключается статус «профессионал» и включается статус «мама» — я не готова дать столько свободы своей дочке, когда ей исполнится 5 лет.

Я знаю, что как только мама со спокойной душой полноценно готова отпустить ребенка делать что-либо самостоятельно, то у ребенка все будет нормально складываться. Конечно, важно ребенка постепенно готовить: например, научить быть приветливым и вежливым, но при этом не общаться с чужими людьми. А не так, чтобы: тебе исполнилось 7-8 лет — можешь гулять на улице. Важно прислушиваться к ребенку, да и к самим себе. Если оба родители считают, что самостоятельные прогулки возможны с 10-12 лет — ничего страшного в этом нет. Если ребенку нужно больше самостоятельности — он об этом скажет, заявит. Главное, чтобы в подростковом возрасте, когда подростки стремятся общаться со сверстниками, ребенку не запрещали делать это. Иначе будет бунт.

— Иногда родители боятся чего-то, с чем их дети еще не сталкивались. Так сказать, на будущее.

— Да, действительно, родители часто транслируют детям собственные страхи. Если они есть и прямо мешают жить — нужно самому идти к психологу. Либо же можно схитрить: позволить другому родителю, у которого нет этого страха, выполнить с ребенком это действие. То есть важно научиться передавать ребенку только свой положительный опыт. Например, мама очень боится собак и с дочкой к ним не подходит. Но зато девочка спокойно подходит к собакам с папой, у которого этого страха нет. Либо же, если один родитель помнит о детском садике только плохое, то логично будет, что к знакомству с садом ребенка будет готовить другой родитель, отношение которого нейтральное или позитивное.

Это действительно важно. Ребенок рождается вообще без страхов: их нет в силу отсутствия негативного опыта. Заметьте — многие дети спокойно реагируют на ос и других насекомых. Но стоит кому-то закричать, как они пугаются. Поэтому если в общении с ребенком мудро обходить собственные страхи, то ему будет комфортно жить.

Каждый ребенок должен сам себе набить шишки в прямом и переносном смыслах слова, чтобы сформировать здоровое чувство страха. Я негативно отношусь к ходункам, потому что они настолько поддерживают того, кто учится ходить, что он не понимает, что падать это больно. Пусть он шлепнется — в этом возрасте тело ребенка устроено так, что ему можно падать. Огради от косяков и действительно опасных предметов — и пусть он познает мир, в том числе падая.

Только испытывая боль, ребенок поймет, что нельзя делать больно другому. Если я ощущаю свои границы, то я ощущаю границы другого и не нарушаю их. В моей практике был случай, когда четырехлетний мальчик со злости воткнул маме в ногу ножницы. Ребенок был гаджетозависимым — с самого рождения ему по первому требованию, чтобы не плакал или чтобы хорошо ел, давали планшет. А в этот раз не дали. И он, не понимая, что такое боль, сделал очень больно маме.

— До какого возраста вместе с ребенком надо делать уроки?

— По-хорошему, ребенок должен делать уроки самостоятельно с первого класса. Когда мама троих детей гордо заявляет: «Получаю третий аттестат», я констатирую, что она выбрала неверную модель поведения. Школьник способен все делать самостоятельно с первого дня учебы. Если не понял — можно объяснить, показать, но делать постоянно вместе или того хуже — вместо него, значит оказывать медвежью услугу. Для кого родители это делают? Для высоких оценок? Должно быть здоровое отношение к оценкам, нужно объяснить, что они показывают реальный уровень знаний, но это не главное в жизни. Главное, чтобы ребенок понимал тему и мог на основе этих знаний принимать решения и действовать.

Также важно, чтобы родители научили детей не стесняться спрашивать у педагогов, когда им непонятно. Лучше один раз быть дурачком, чем всю жизнь прожить дурачком, так и не познав тему. Очень многие дети стесняются задавать уточняющие вопросы, переспросить, если не услышали или не так поняли. Когда преподаватель математики на весь класс говорит: «Дети, все поняли?», поняло процентов 10, а кивают головой все.

— Они боятся отличаться от одноклассников?

— Да. Тот ребенок не боится отличаться, который знает, что мама любит его всякого, даже с плохой оценкой в дневнике. Мама такого ребенка не будет выполнять задание вместо него, а скажет: » Если ты что-то не понимаешь, добудь эти знания самостоятельно. Давай посмотрим Интернет, давай посмотрим твой учебник. Я могу быть с тобой, я могу поддержать тебя, но за тебя делать не буду».

В итоге вот такой самостоятельный ребенок к концу 11 класса, вот сколько уже выучил и сделал самостоятельно. Это действительно его аттестат. И он способен самостоятельно поступить в вуз. И даже если вдруг не поступил, то самостоятельно устроиться на работу и придумать, как ему жить. Но, к сожалению, это редкость. И также редкость, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители не склоняют его к другому выбору. Даже если у того, кому прекрасно даются языки, ничего не получится в выбранной им юриспруденции — тоже хорошо. Это как в детстве: падать, ударяться, чувствовать боль и думать, как действовать иначе. Идя по тропинке из советов родителей, в определенный момент он тоже может удариться. Но переложит ответственность: «Мама-папа виноваты», так и не повзрослев.

— Как понять, что совершеннолетний ребенок готов к самостоятельной жизни?

— Такого чек-листа не существует. Юноша или девушка могут, например, не уметь готовить, но при необходимости, когда будет некому, смогут научиться этому довольно быстро. Конечно, лучше подготовить к разным ситуациям, но случается по-разному.

Чаще всего все так же, как и с детьми младшего возраста — как только родители готовы отпустить, выросшие дети спокойно выпорхнут во взрослую жизнь. Тема сепарации — это тема доверия. Родители верят, что ребенок справится? Он справится.

Ольга Пастухова,

Иллюстрации с сайта .com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *