Как воспитать ребенка лидером

Как воспитать ребенка лидером

Содержание

Как помочь ребенку стать лидером: советы психолога

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции. Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам. Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.

Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?

Читай также: Воспитываем уверенного в себе человека: 10 важных правил

1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности. Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку. А если человек не в состоянии взять ответственность за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?

2. Развивайте интеллект и критическое мышление. Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.

Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы. Чаще задавайте ребенку вопросы типа: » А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет. Главное, ребенок научится анализировать, думать.

3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях. Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник — «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так. Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях, где есть и проигравшие, и победители.

Читай также: Как найти и развить талант у ребенка?

4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности. Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат. И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба — ты виноват. Исправляй. И точка.

5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?». Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.

Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

Читай также: Как вырастить успешного ребенка

3 психологических шага, как воспитать лидера абсолютно из любого ребенка

На ФБ получил к сатье вот такой комментарий:
Надо быть очень Сознательным человеком, чтобы вот так, составляя список будущего для своего ребёнка и план собственных действий, не ограничить его свободу выбора и развитие его собственных мечтаний и талантов, ярлыками и ожиданиями.
Ребёнок это ведь не бизнес проект, не ваше личное творение, развитие которого можно строить по чёткой схеме и плану, наметив смарт цели. Он — личность, многогранность которой невозможно запланировать и предугадать. И никакой план развития, кроме любви, необходимого внимания и минимума ограничени не может помочь в реализации и ощущении счастья. Это больше похоже на амбиции родителя.
Вы это всё лучше меня знаете, у Вас так много детей!
Отвечаю:
Ребёнок — это всё. И бизнес-проект, и любовь всей жизни. А потому что он — весь мир, без ограничений.
План развития. Жизненно необходим! Что имею ввиду — развитие сознательности и самостоятельности. Это всё же задача для родителей. И амбиции тут ни к чему, это вопрос ответственности взрослых.
Современные дети выходят в жизнь в очень взрослом возрасте. В среднем, это 25 лет. Раньше в это время человек уже отрожался или отвоевался. В 25 человек был уже ветераном. А сегодня он ещё и не начинал жить. Мало того, он и не понимает, что это такое, жить. Полное отсутсвие самостоятельности, растерянность, неуверенность, вот что сопровождает современных молодых людей. А почему? Да потому, что им не давали быть самостоятельными в детстве. Им не дали вырасти в человека, который понимает себя, свои желания, свой путь. Просто не дали. Нашли для этого тысячи причин.
Ограничивать свободу не надо. Ребёнку нужно помочь освоить себя, освоиться в жизни. Лет так до пятнадцати. И достаточно. Далее уже сам, своей головой, при незначительной поддержке (а не управлении), родителей.

Лидер — волевая и целеустремленная личность. Такой человек всегда ведет за собой других людей, его речь способна вдохновлять каждого, а действия заслуживают подражания. Лидер всегда умеет организовать работу группы людей на высшем уровне и выполнить ее как следует на благо единой цели. Такой человек добивается успеха, а не молча наблюдает за достижениями других. Конечно же, все родители мечтают, чтобы их чадо стало лидером. Но как подтолкнуть ребенка к естественному развитию личности лидера, не прибегая к шаблонным манерам?

Как воспитать мальчика лидером

Прежде чем начинать развивать у мальчика качества лидера, ему следует объяснить, что лидер — не человек со сверхспособностями, который может управлять всем и всеми, а сильная личность, которая умеет поставить всеобщую цель и организовать работу других людей, чтобы достичь ее. Следует отметить, что добиться таких умений непросто, поэтому ребенку необходимо упорно развивать свои моральные качества и умения.

Мальчик с ранних лет должен осознавать свою внутреннюю ценность, основанную на доброте, уважении и сострадании. Он должен ощущать поддержку родителей в процессе изучения этого сложного окружающего мира, при этом у него должна быть своя зона ответственности.

Мальчику необходимо создавать возможность проявлять инициативу, добиваться желаемого посредством упорства, изобретательности. Задача родителей — подтолкнуть сына к самопознанию и реализации своей индивидуальности.

Особо ценными для мальчишки будут комплименты. Увеличить уверенность в себе помогут слова, сказанные в нужный момент: «Молодец! Ты у меня настоящий мужчина! Я горжусь тобой! Ого, какой ты сильный! Ты такой смелый!». Эти слова буду важны для сына в любом возрасте, поэтому не скупитесь на них.

Основная задача родителей, правильное воспитание ребенка и реализация его навыков лидера.

Специалисты советуют следующие приемы воспитания:

  • Уважайте мнение чада, если мальчик не прав, говорите с ним, ищите вместе правильное решение.
  • Развивайте ораторское искусство сына. Участие в драмкружке, кукольном театре, выступления перед одноклассниками — прекрасная подготовка будущего лидера.
  • Помогите сыну найти увлечение по душе. Это может быть домашнее хобби, кружок, спортивная секция. Настоящий лидер это разносторонняя и творческая личность.
  • Учите ребенка общению. Демонстрируйте на своем примере, как знакомиться, поддерживать беседу, просить о помощи или оказывать поддержку.
  • Учите сына принимать поражение. Если у малыша что-то не получилось, не потакайте его капризами, истерике, а в непринужденном тоне предложите повторить попытку, подбодрив его и оказав помощь в этом деле.
  • Учите сына ставить цели и стараться добиваться желаемого. Объясняйте ему, что начинать нужно с малого, прилагая усилия. Только делая усилия шаг за шагом, ребенок поймет, какая цена достижения мечты.

Как воспитать девочку лидером

Не только мужчины прирожденные лидеры, но и многие женщины, поэтому девочек тоже необходимо воспитывать правильно, прививая лидерство. Особых различий в воспитании мальчиков и девочек нет, ведь лидер независимо от пола владеет стандартным набором качеств.

Возможно, к девочкам нужен более творческий и мягкий подход, но все же воспитание необходимо основывать на базовых приемах:

  • Поощряйте любознательность девочки. Все малыши гении, но не всегда их гениальность вырастает вместе с ними. Задача родителей в полной мере раскрыть потенциал своего ребенка посредством творческого развития. И это не только разные кружки, но и совместные просмотры поучительных фильмов, познавательные путешествия.
  • Развивайте красноречие девочки. Всегда внимательно слушайте ребенка, когда ему хочется поговорить, задавайте ему наводящие вопросы, поддерживайте разговор. Помогайте ребенку расширить словарный запас, поощряйте его желание знакомиться со сверстниками. Все это будет помогать девочке развивать свои ораторские навыки.
  • Приучайте девочку к самостоятельности. Делегируйте ребенку часть домашних полномочий, дайте возможность принимать самостоятельные решения, старайтесь обходиться без указаний, когда ребенок способен решить задачу самостоятельно.
  • Учите ребенка мыслить нестандартно. Никогда не заключайте мышление ребенка в рамки стандартных стереотипов. Исключите из своей речи такие фразы: «Такого не бывает!», «Не выдумывай!». Дайте девочке возможность мечтать и придумывать.
  • Прививайте девочке чувство ответственности. Уметь отвечать за свои поступки должен любой ребенок, независимо от того лидер он или нет. И этому детей должны научить родители. Но тут важно не наказывать безответственность, а поощрять правильные поступки.
  • Учите девочку целеустремленности. Успешный лидер всегда добивается своей цели. Девочка должна понять что нужно упорно добиваться желаемого, делая шаг за шагом. Если опускать руки при первой же неудачи, у нее ничего не получится.

Джон Максвелл воспитай в себе лидера, кратко основные положения

Джон Максвелл написал книгу, которая стала пособием по самоконтролю на пути к лидерству. По его мнению, возрождение в себе задатков лидера проходит в несколько этапов. Весь путь он делит на ступени.

  • 1 ступень — усвоение определений лидерства. Необходимо осознать, на каком уровне находится ваше влияние на других людей, какова ваша настойчивость и желание быть лидером.
  • 2 ступень — расстановка приоритетов. Должно прийти осознание, что успех приходит только после постепенно достижения поставленной цели.
  • 3 степень — стать цельной личностью. Главная задача — победить внутренний конфликт противоречивых желаний, которые не дают возможности добиваться желаемой цели.
  • 4 степень — приобретение навыка направлять любые перемены во благо поставленной цели. Лидер всегда оказывается центром всех перемен в среде (коллективе, группе единомышленников).
  • 5 степень — умение быстро и эффективно решать возникшие проблемы. Только победители находят выход из сложной ситуации, они не ищут отговорок и не сваливают проблемы на чужие плечи.
  • 6 степень — положительное отношение к неудачам. Даже мимолетное негативное мышление снижает шансы на успех. Необходимо положительно мыслить в отношении разных проблем и всегда верить в свои силы.
  • 7 степень — уметь становиться наставников для других, помогать им развиваться. Необходимо генерировать командный дух, повышать моральный уровень команды и самооценку каждого человека.
  • 8 степень — уметь строить будущее. Умение реально видеть поставленную цель в уже реализованном состоянии, как ничто другое способствует победе.
  • 9 степень — самодисциплина. За статус лидера нужно платить, поэтому лидеру приходиться все время заниматься самодисциплиной, личным ростом.
  • 10 степень — общее развитие коллектив. Чтобы труд лидера окончился успехом, необходимо руководить гармоничным коллективом. Задание лидера — повышать работоспособность каждого члена команды.

Развитие личности лидер

Чтобы малыш смог в полной мере раскрыть качества лидера, родителям необходимо помочь ему в этом нелегком деле. Необязательно водить ребенка на специальные курсы и штудировать научную литературу, можно развивать ребенка в игровой форме с помощью игр, тесного общения, чтения детских книг.

Для начала нужно учесть темперамент своего ребенка. Понимая, какой темперамент у ребенка, можно предотвратить у него нежелательные привычки. Например, если ребенок флегматик, чтобы сделать из него лидера, необходимо избавиться от такого свойства, как апатичность к окружающему миру, вялость. А негативная черта холерика — резкость в высказываниях, неумение сдерживать себя, что не даст ему в будущем стать уважаемым лидером. Что касается детей меланхоликов, следует искоренять из их характера неуверенность и замкнутость, а у сангвиников нежелательной чертой можно назвать излишнюю распыленность.

К счастью в детском возрасте можно мягко влиять на формирующийся темперамент, поэтому в руках родителей есть все необходимые инструменты для воспитания лидера.

  • В процесс воспитания психолог рекомендует применять метод поощрения, закрепляя в детском сознании элементы правильного поведения.
  • Ребенку нужно давать немного свободы, позволяя совершать маленькие ошибки, а потом помогать понять механизм их развития, делать правильные выводы.
  • Важный момент в воспитании лидера — акцентирование детского внимания на важности умения целенаправленно преодолевать любые преграды, достигая поставленной задачи.
  • Все дети без исключения боятся потерпеть неудачу. Задача родителей — помочь ребенку поверить в себя, настроиться на успех, и сделать первый шаг навстречу своей цели.
  • Детский разум словно вечный двигатель, генерирующий миллионы идей. Этим нужно умело пользоваться. Родителям необходимо создать простор для реализации детский идей, фантазий, планов, даже если они самые немыслимые и абсурдные. В этом деле главное не результат, а сам механизм воплощения идеи в реальность.
  • На пути к лидерству у ребенка будет немало препятствий. Родителям нужно научиться не бежать на помощь к малышу при первом же фиаско. Лучше наблюдать со стороны, конечно же, если ребенку ничего не угрожает его здоровью. Если ребенок научится сам находить выход из сложившийся ситуации, в следующий раз будет воспринимать поражение не так эмоционально.
  • Для повышения у ребенка веры в себя, родителя нужно подбадривать его, например, проговаривая такую фразу: «Это было не просто, но у тебя все получилось!». Тогда в любых ситуациях ребенок будет утверждать: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!».
  • Учитывая тот факт, что лидерство проявляется в формате коллективной активности, полезно развивать лидера среди детей, организовывая различные игры, например, «Лучший художник», «Лучший счетовод», «Лучший танцор» и т. п. Почувствовав себя победителем, ребенок будет стремиться вновь побывать на этом месте.
  • Лидерство несовместимо с эгоизмом и надменностью, поэтому с ранних лет ребенку нужно прививать чувство симпатии ко всем людям, понимание того что все равны и заслуживают уважения. Приветливость, вежливость и внимательность только увеличат авторитет любого лидера.
  • Всегда обговаривайте с ребенком его чувства, не бойтесь задавать ему вопросы. Любые ситуации проговаривайте в виде диалога сказочных героев, в такой способ можно узнать даже самые потайные мысли ребенка.
  • Еще один важный момент — развитие у ребенка ораторских способностей. Используйте любые ситуации, когда есть возможность выступить перед толпой, например, пускай ребенок рассказывает стишки на школьных выступлениях.

Психологи называют три кита лидерства — уважение, полная ответственность за свои поступки, находчивость в любой ситуации.

Характеристика особенностей личности детей лидеров

Не каждый ребенок рождается с лидерскими задатками. Уже в трехлетнем возрасте, присмотревшись к группе детворы, можно заметить ребенка-лидера. К этой маленькой личности по незаметным взору причинам липнут остальные детишки. Маленький лидер всегда оказывается в центре внимания, предлагает самые веселые и подвижные игры, выбирая себе главные роли.

К маленьким лидерам внимательно относятся и взрослые, предлагая им самые почетные поручения — помочь накрыть на стол дома, вытереть доску или раздать ученикам учебные пособия в школе.

Такие дети всегда на виду, с их лица никогда не сходит лучезарная улыбка, они приветливы и общительны. Часто можно заметить еще один признак лидерства — умение манипулировать другими, причем как сверстниками, так и взрослыми. Однако манипуляция происходит как-то незаметно, без капризов и истерик. Лидер просто располагает к себе таким образом, что остальные с огромным желанием выполняют его желания. Вырастая, такие дети часто становятся политиками, диктаторами моды и стиля, ораторами, руководителями.

Личность лидера — красный, синий

Существует методика «Трехцветный человек», которая предполагает деление людей на несколько цветов (красный, зеленый, синий) в зависимости от личностных особенностей.

Красный человек — реалист, живущий в сегодняшнем дне. Он всегда хватается за представившийся шанс, готов рисковать. Он — прирожденный лидер, ему присущи такие черты, как активность, напористость, целеустремленность, находчивость. Красный любит быть в центре внимания, он слегка вспыльчив, но быстро берет себя в руки. Он быстро стабилизирует свои силы в сложных ситуациях, находит выход, умеет сгруппировать людей. Весомый недостаток — отсутствие терпения, склонность к необдуманным поступкам, излишняя эмоциональность.

Синий человек — оптимист, живущий в будущем. Все его шаги продуманны наперед, все возможные действия и варианты развития событий обязательно проанализированы. Этот человек пунктуален, организован, сдержан. Ему требуется время, чтобы освоиться в новой среде. Синий лидер отлично улавливает суть происходящего, принимает лучший вариант решения проблем. В отличие от красного, который пойдет штурмом на цель, синий все продумает, медленно и незаметно захватит объект своих желаний. На выполнение поставленной цели у него уйдет много времени, но все будет сделано идеально и без потерь. Недостаток синего — излишняя нерешительность, что мешает ему скорее принимать решения.

Зеленый — личность, потерявшая в прошлом. Все действия человека основываются на опыте. Зеленый очень стабилен и предсказуем, ему не присуще креативное мышление и риск, что делает его лидерские качества недостаточно хорошими. Глобальные изменения для него становятся катастрофой, он принимает только все понятное и проверенное. В то же время зеленый очень хорошо контактирует с сотрудниками, они ему доверяют и всегда поддерживают. Таких качеств часто не достает зеленому и синему.

Зависимость направленности группы от характера личности лидера

Развитие коллектива и лидера — два взаимосвязанных процесса, ведь само понятие «лидер» является ни чем иным, как положение одного человека в рамках одной группы, где все преследуют общую цель. Между тем, как статус самого лидера, так и остальных членов группы может меняться в ходе межличностных отношений. С учетом социальной направленности, группы поделены на подвиды, у каждого из которых будут свои особенности взаимосвязи направленности и внутригруппового лидерства.

  • Просоциальные группы направляют усилия на расширение диапазона деятельности, публичное обсуждение всех вопросов, развитие социальных качеств. Все члены группы тесно контактируют как с лидером, так и между собой.
  • Асоциальные компании группируются с целью совместного развлечения. Межличностные отношения между членам группы поверхностные, их качество низкое, незначащее. Общая цель группы не несет никакого социально-нравственного посыла, ее члены не идут по пути саморазвития и достижения высоких целей. Часто единственная цель — озорство, пьянство, дурачество.
  • Антисоциальные компании несут аморальный посыл, общение заключается в безнравственном поведении, деятельности, направленной на вред обществу. Лидер такой компании часто имеет очень сильное влияние на группу, отличается неуправляемостью и эгоизмом. В такой системе взаимоотношений в большей мере прослеживается сильное влияние характера лидера на толпу, чем толпы на своего лидера.

Рассмотрев лидерство с теоретической точки зрения, можно сделать вывод, что начинать развивать лидерские качества лучше с раннего возраста. Но, кроме уверенности в себе, ребенка нужно учить уважать других, помогать и наставлять. Комплексный подход позволит вырастить ребенка хорошим лидером, а не эгоистичной и неуправляемой личностью.

Лидер – какой он?

Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей. Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.

Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.

Черты лидера

Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?

  • У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
  • Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
  • Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
  • Интерес к делам семьи.
  • Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
  • Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
  • Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
  • Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
  • Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
  • Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
  • Адаптивность, гибкость.
  • Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.

Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя. Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать. Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.

У медали лидерства есть оборотная сторона – зазнайство и нарциссизм. Чтобы этого избежать, ребенка нужно мягко направлять в русло созидания, акцентируясь на его лучших качествах, прививать и поддерживать чувство ответственности за себя и тех, кого он ведет за собой.

Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.

Воспитание лидера в семье

Задумываясь о том, как вырастить лидера, мама и папа чаще всего двигаются в сторону специальных методик, сложных психологических приемов, забывая о том, что основа основ – это общение, собственный пример и доверие. Родители воспитывают своих отпрысков, просто находясь рядом с ними каждый день, демонстрируя определенные модели поведения. Наблюдая за значимыми взрослыми, кроха усваивает их ценности, взгляды, принципы, способы действия в различных ситуациях. Поэтому прежде всего необходимо уделить внимание качеству собственной жизни и взаимодействия внутри семьи.

Психологи объясняют, как воспитать в ребенке лидерские качества, не делая для этого ничего особенного:

Следите за речью

Обидные фразы и слова, сказанные сгоряча, от усталости или на автомате, ранят детей и программируют их на неудачи. «Какой же ты грязнуля», «Ну что ты вечно копаешься», «Молчи и делай, что сказано». Унижающие личность ребенка прозвища: дурачина, неряха, рева-корова, трус. Все эти слова западают глубоко в душу и протаптывают тропинку к комплексам, неумению заботиться о себе и общаться с другими людьми.

Будьте малышу поддержкой, говорите ему хорошие, добрые слова, концентрируйтесь на его плюсах. Исключите дразнилки, обзывания, ярлыки.

Речь родителей должна быть чистой, грамотной, правильной, понятной – такой же будет и речь ребенка, а это очень важно для лидера, ведь предводитель – это всегда отчасти оратор.

Больше внимания

Уверенность в себе, желание исследовать окружающий мир, смелость дерзать — неизменные спутники «долюбленных» детей. Если для совсем крох любовь выражается в постоянном контакте с мамой, то дошколятам и школьникам нужны беседы, обсуждения, размышления. Заведите семейные ритуалы:

  • книжка с мамой на ночь;
  • обсуждение того, как прошел день, после ужина;
  • утренняя зарядка с папой;
  • семейный обед у бабушки на выходных;
  • совместное приготовление пищи, уборка.

Любая совместная деятельность – возможность пообщаться, обсудить какое-то событие, просто поболтать ни о чем.

Свобода действий

Невозможно вырастить из ребенка лидера, если не давать ему пробовать и ошибаться. Гиперопека убивает инициативность, желание развиваться, думать, делать. Разрешите годовасу продолжать попытки взобраться вверх по крутой лестнице, трехлетке – налить себе воды и одеться, пятилетке – разрешить конфликт со сверстником, школьнику – договориться с учителем о дополнительных занятиях.

При выборе секций и кружков руководствуйтесь пожеланиями ребенка, пусть начинает, бросает и пробует что-то другое. Так маленький человечек научится анализировать и выбирать.

Предоставьте выбор в решении проблем. Родители склонны давать детям готовые решения по первому же запросу. Попробуйте изменить сценарий – отдайте инициативу в руки сына или дочери. Чадо научится слушать себя, доверять себе, осознает, что обладает реальным влиянием.

Поддержка

Положительная мотивация – способ подтолкнуть ребенка к новым свершениям. Вместо того, чтобы ругать за неудачу, поддержите: «Да, выступать на публике действительно страшно. Должно быть, ты расстроился, что не смог рассказать стих». Малыш поймет, что ошибки и неудачи – неизбежная часть пути, а с каждой попыткой вероятность победы повышается. Невозможно сделать ребенка лидером, не научив его достойно относиться к своим поражениям.

Поддержать – прежде всего принять чувства, переживания малыша. Правильный посыл от родителей – я вижу твое состояние, я его понимаю, я помогу тебе справиться. Учите детей проявлять свои эмоции с оглядкой на тех, кто рядом: ты злишься, это нормально, но хлопать дверьми от злости нельзя, вместо этого ты можешь порвать бумагу или покричать в подушку.

Широкий круг общения

Маленький предводитель нуждается в аудитории. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, посещайте массовые мероприятия, гуляйте на больших площадках. Расширяйте привычный круг контактов – помимо садика или школы запишите чадо на занятия командным видом спорта, в театральный кружок, другую секцию, предполагающую взаимодействие в группе.

Ответственность

Воспитывайте в крохе умение отвечать за свои слова и поступки. Показывайте и объясняйте, как сделать выбор, не затрагивающий интересов других людей. Обращайте внимание на то, какие последствия имеют те или иные действия, учите видеть взаимосвязь между собственным поведением и реакцией на него со стороны родных и друзей. Прививайте правильные ценности: честность, уважение к окружающим, умение соблюдать чужие границы, эмпатию.

Ответственность появляется вместе с обязанностями. Подключайте чадо к выполнению домашних дел. Дом – общий, и все члены семьи прилагают усилия, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Договоритесь, за что отвечают сын или дочь, когда должна выполняться работа, кто и когда проверяет качество исполнения. Постепенно этап контроля можно будет исключить.

Здоровая критика и похвала

Умение воспринимать критику играет важную роль в развитии лидерских качеств ребенка. Задача родителей – мягко указать отпрыску на недочеты, подтолкнуть его двигаться дальше, продолжать попытки, искать новые пути решения проблем. Отмечайте то, что сделано хорошо, и стимулируйте делать еще лучше. «Я вижу, что все игрушки на своих местах, одежда лежит аккуратно в ящиках, фломастеры в коробке. Только пыль на столах осталась. Кажется, тут понадобятся тряпка и еще пять минут времени».

Современные психологи утверждают, что хвалить тоже нужно с умом. Дети перестают воспринимать похвалу, когда на все свои достижения слышат неизменные шаблоны: «Молодец!», «Как красиво!», «Ты самый лучший!». Для того чтобы ребенок обрел истинное понимание своей ценности, достаточно немного изменить стратегию. Описывайте то, что видите – «О, я смотрю, ты нарисовал здесь два красных пятна, одно синее, много зеленых черточек и даже желтую закорючку. Как ты так придумал?!», «Я вижу, что посуда помыта, крошки со стола убраны, пол чистый. Все, как я и просила. Вот это я называю ответственностью!». Через некоторое время ребенок сам начнет осознавать свои победы, видеть сильные стороны и признавать собственные достоинства.

Партнерство вместо соревнований

Родители порой имеют искаженное понимание того, как воспитать лидера – в ребенке предлагается культивировать дух соперничества с мамой, папой, братьями и сестрами. Семья – это прежде всего партнерство, в котором существует строго определенная иерархия. Родители обозначают границы, нормы допустимого поведения, являются авторитетом, имеющим решающее слово. Братья и сестры – одинаково ценные члены семьи, на их привилегии никак не влияет то, кто из них лучше рисует, кто первый поел или оделся. Пресекайте соперничество между детьми, поощряйте попытки сблизиться, действовать сообща, поддерживать друг друга.

Игры на определение и развитие лидерства

Вопрос: «Как воспитать лидера в ребенке?» – мальчике или девочке, имеет еще один простой ответ: играйте. Организуйте следующие несколько игр, которые наглядно продемонстрируют, насколько развиты лидерские способности ваших деток, и на что следует обратить внимание.

  • «Адаптация». Командная психологическая игра для группы из 15-20 детей. Ребята встают в круг, каждый представляет своего левого соседа. Детки, проявившие наибольшее красноречие и эмоциональность, получают красные жетоны, остальные – желтые, таким образом формируются две команды, причем красная команда – меньшая по составу. Каждый лидер набирает себе мини-группу и дает своим подопечным задание: нарисовать картинку. Затем группы меняются картинками и придумывают смешные подписи для изображений. После этого мини-группы придумывают задачи для соседей. В заключение ведущий игры дает еще одно задание, одно для всех групп.
  • «Марсиане». Команде детей предлагается организовать экспедицию на Марс: собрать экипаж звездолета, выбрать капитана, его помощников, штурманов. По прилету на Марс членам экипажа нужно поселиться в марсианском отеле, где есть несколько двух и трехместных номеров и один одноместный. Ребенок, который заселится в одноместный номер, окажется лидером либо, наоборот, изгоем.
  • «Семейное фото». Ребята выбирают «фотографа» и назначают друг другу роли разных членов семьи. Задача «фотографа» — создать семейную фотографию, разместив всех красиво в кадре.
  • «День рождения». Дети должны написать (или шепнуть на ухо ведущему) имена двух-трех друзей, которых они хотят позвать на свой праздник. Самые популярные детки назначаются «именинниками»: принимают гостей, развлекают их и угощают. Остальные дети должны сами решить, к кому из «именинников» они отправятся.

Игровая деятельность наглядно показывает, кто из детей имеет явные предводительские таланты.

А если он не лидер?..

Дети разные, и зачастую родительские ожидания – а вернее, амбиции – не оправдываются. Как быть, если ваш малыш, несмотря на прилагаемые вами усилия, продолжает оставаться застенчивым, замкнутым и скромным?

Сосредоточьтесь на положительных сторонах своего ребенка и любите его именно таким. Позвольте малышу заниматься тем, что ему интересно, подбадривайте, верьте в него. Не стоит стыдиться дитя, которое избегает всеобщего внимания. Возможно, ваш тихий спокойный созерцатель станет выдающимся изобретателем. В любом случае, ломать стержень человека, даже маленького — сомнительное удовольствие, которое к тому же не принесет счастья ни родителям, ни ребенку. Поддерживайте сына или дочь в их начинаниях, желаниях, инициативах. Учите прислушиваться к себе, самостоятельно принимать решения, ценить дружбу, верность, порядочность.

Быть лидером – не всегда означает быть первым среди остальных. Истинный лидер – тот, кто способен следовать своему сердцу, выбирать свой путь, выбирать цели, идти к ним, сохраняя свой комфорт, окружая себя людьми, которых хочется видеть рядом.

Секреты воспитания, или Как вырастить лидера

Секреты воспитания, или Как вырастить лидера

Практически всем родителям хочется, чтобы их малыш вырос успешным и счастливым взрослым. Чтобы получил хорошую профессию, любимую работу, финансовое благополучие. Поскольку будущее малыша зависит от того, какие условия ему создавались с детства, нам нужно правильно воспитывать маленького человечка, создавая ему благоприятную среду. Как же вырастить лидера? Как воспитать ребенка успешным? Основные секреты вы прочтете далее.

* С детства в нас закладываются какие-то привычки, и все мы знаем, как не просто с ними расставаться, если они нам вредят. Поэтому давайте с самого маленького возраста приучать ребенка к некоторым полезным для лидера привычкам. Поощряйте собственное чадо:

— всегда доводить дело до конца,

— следить за своим внешним видом,

— уметь разговаривать и общаться в людьми,

— следить за своим здоровьем,

— находить несколько вариантов решения одной задачи,

— постоянно учиться и развиваться,

— всегда делать чуть больше, чем задавали,

— с уважением относиться к другим людям.

* Лидер свободно и эффективно общается с другими людьми, а значит, он владеет ораторским искусством. Приучайте ребенка с детства выступать перед аудиторией. Пускай такие выступления приносят ребенку радость, а не парализующий страх.

Моя статья в тему Как помогать ребенку справиться с волнением перед публичными выступлениями

* Не старайтесь уберечь ребенка от всех проблем и сложностей, подкладывая соломку на его пути. Мы учимся и растем на сложностях, а не в парниковых условиях, поэтому позвольте своему сыну или дочери «падать и подниматься». Конечно, при этом ребенок не должен чувствовать себя одиноким, и думать, что вы равнодушны к его проблемам. Он должен знать, что вы всегда его поддержите при необходимости.

* Без риска не бывает больших достижений, поэтому поощряйте ребенка рисковать. Правильному риску тоже нужно научать ребенка с детства. Если он хочет перебежать дорогу перед трамваем, чтобы сэкономить время – это неразумный и опасный риск. А если хочет рискнуть сдать экзамен на больший уровень знаний английского языка, чем принято где-то – это похвально и полезно. Даже если его выход не увенчается успехом, он все равно окажется в плюсе – неудавшаяся попытка принесет новый опыт и знания, а также, понимание, что рисковать не страшно.

* Очень многие люди любят порассуждать, поговорить и попланировать как когда-то и где-то они совершат нечто. На эти разговоры в подавляющем большинстве случаев уходит вся жизнь человека. Поэтому донесите до ребенка, что только действия говорят о серьезности намерения и ведут к достижениям.

Статья для взрослых. Про перемены и действия

* Приучайте ребенка иметь собственное мнение обо всем. Это может быть неудобно, но важно для его развития. Спрашивайте его как можно чаще, что он думает по тому или иному поводу. Так ребенок станет с детства привыкать к тому, что его слушают, его мнение важно и интересно.

Позвольте ребенку развиваться это может быть полезно

* Определите интересы своего ребенка, после чего поддерживайте и развивайте их. В деятельности, которая нам нравится и которая хорошо получается достигнуть высот гораздо проще.

* Приучайте ребенка правильно воспринимать свои ошибки и неудачи, учиться на них. Никому не удастся пройти путь к успеху, ни разу не потерпев неудачи. Не ошибается и не испытывает проблем лишь тот, кто ничего не делает.

(Это огромный и важный пласт нашего развития. Нас учили ПРАВИЛЬНО отвечать и быть ХОРОШИМ)

* Приучайте малыша к оптимизму и настойчивости. Это позволит никогда не сдаваться, не вешать нос и не опускать руки.

Ох и Ах. Пессимизм и Оптимизм

* Поддерживайте ребенка в его высоких ожиданиях от себя и жизни. Никогда не говорите ребенку, что он не может чего-то иметь или достичь. Параолимпийские игры и другие подобные достижения говорят о том, что все возможно. Масштабные планы, грандиозные идеи – все это двигатели вашего ребенка в его развитии и деятельности. Слабенькие желания порождают вялые действия, которые не приведут к успеху.

* Помните, что лучшим примером правильных личностных качеств и жизненной направленности служите вы сами. Вы не сможете научить ребенка оптимизму, если сами ежедневно «плачете» о преувеличенных бедах и неудачах. Также странно выглядит неряшливо одетый родитель, рассказывающий о полезности опрятной и стильной внешности. Все, чему вы хотите научить малыша, должно быть и вашей жизнью и убеждением тоже.

И да, никуда не деться от этого. Будьте счастливы и успешны сами. И дети обязательно начнут перенимать ваш пример.

Говоря о привитии нашим детям лидерских качеств, стоит упомянуть и задумать еще (как минимум) о двух вещах.

* А все ли дети должны и могут стать лидерами во взрослой жизни? Возможно, стоит серьезно подумать, а нужно ли насильно делать лидера из тихого, спокойного отличника/хорошиста, уютно чувствующего себя в одиночестве или малой группе. Равно как и «забивать» активного, рассудительного, смелого, самостоятельно мыслящего и желающего быть на виду ребенка. Подумайте, есть ли у вашего ребенка лидерские задатки? Будущий лидер, скорее всего, имеет такие особенности поведения:

— является заводилой в детской группе, его любят (или хотят быть рядом) и за ним идут;

— любит быть в центре внимания, играть ведущую роль в жизни сверстников;

— сложно переносит указания и требования, особенно если не согласен с ними;

— легко конфликтует, рискует и спорит, доказывая свою правоту;

— поучает взрослых и ровесников;

— берет на себя ответственность и др.

Если ваш малыш не такой – не беда. Наверное не все должны быть лидерами. Вы можете воспитать успешного независимого взрослого, пусть и не первого, но самодостаточного и полноценного человека.

Кстати об Агрессивных детях

* Глядя на список лидерских умений и качеств, вы наверняка поймете, что такой малыш – далеко не мечта каждого родителя. Чаще всего мамы и папы довольны своим чадом, когда оно слушается взрослых, выполняет свои обязанности, ладит с учителями и учениками, нравится соседям и родителям сверстников, получает хорошие и отличные оценки по всем предметам, т.е. является для нас удобным, комфортным ребенком, на которого «не нарадуешься».

Лидер – это скорее «неудобный» ребенок, если можно так выразиться. Ребенок-лидер – будет высказывать свое мнение преподавателям, сопротивляться общественному режиму, решительно и смело противостоять выполнению действий «не по его», критиковать и возражать, поучать взрослых, постоянно проявлять инициативу и бурную активность. Не каждый станет спокойно терпеть такого ребенка рядом, а некоторые старорежимные воспитатели и учителя и вовсе сочтут такого малыша «хулиганом».

Для примера вспомните каких-то современных лидеров (Билл Гейтс, Роман Абрамович, Марк Цукерберг и др.) или своих знакомых, ставших успешными и независимыми лидерами (руководителями). В школьные и студенческие годы, их могли не очень жаловать на учебе, за собственное мнение, противоречащее общественности, «плохое» поведение и т.п. Кто-то вообще был отчислен или ушел сам из учебных заведений и закончил ВУЗ только в сознательном возрасте, уже имея финансовую независимость.

Наверное наша задача не в том, чтобы сломать активного инициативного вечно спорящего ребенка, превращая его в забитого отличника, себе и другим на радость. Равно как и не в том, чтобы принуждать тихого застенчивого маленького мыслителя быть на виду и в первых рядах. Думаю, мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети были здоровы и счастливы.

Катерина Истратова (психолог, автор книг)

Если Вам нужна моя профессиональная помощь:

Тел.: +7 929 9020234, +7 916 4015150 (Вотсап)

Если мы с вами живет в разных городах или вы не можете приехать на очный прием, просто воспользуйтесь Скайп консультациями.

>НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Как стать лидером

Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.

У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей.

— Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции

Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.

Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.

Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.

Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.

Лидер в команде. Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.

Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

+ секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

С этого навыка и начинается лидерство. В основе видения лидера должна быть идея создания или реформирования чего-либо. Видение позволяет создавать образ нового и помогает рисовать картины будущего, выстраивая перспективы. Благодаря этому лидерскому качеству лидер может поставить глобальную и дерзкую цель. Умение создавать видение поможет ему сплачивать и вдохновлять людей, возбуждая у них желание следовать за ним. В отличие от фантазера или фантаста лидер постоянно задает себе один очень важный вопрос: «А как это сделать реальностью?». И здесь уже можно переходить к следующему лидерскому качеству – умению ставить цели.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание позволяет лидеру сформулировать свое видение в совершенно конкретный осязаемый результат. Этот лидерский навык позволяет ясно видеть цель, а не только отдаленные перспективы. Когда сформулирован результат деятельности, то цель становится четкой, понятной, ясной. Цель лидера всегда должна быть амбициозной, она должна содержать в себе вызов! Такой подход дает определенное состояние – состояние страстности. Именно поэтому лидер достигает намного больше, чем многие другие люди.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ИЛИ НАСТОЙЧИВОСТЬ

Лидерское качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а находить решения задачи и двигаться дальше. Преград не существует, есть недостаточное количество ресурсов на данный момент времени. Достаточно проявить настойчивость и собрать их, двигаясь дальше, пока результат не будет достигнут. Перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% — не одно и то же. Не путай целеустремленность с упрямство и упертостью. Для развития настойчивости помни, что не бывает поражений, а есть только обратная связь, которая помогает тебе получить опыт и сделать необходимые выводы на пути достижения цели.

ГИБКОСТЬ

В процессе движения к цели лидер должен проявлять гибкость. Это возможность обладания большим количеством стратегий и выборов. Это позволяет в каждой конкретной ситуации поступать наиболее эффективно. Одной из разновидностей гибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. В качестве рекомендаций по развитию этого лидерского качества, ставя перед собой цель, необходимо представить как минимум 3 пути ее достижения и попытаться определить оптимальный. Помни, что самый прямой путь не всегда короткий! Найди интересный путь достижения, по которому еще никто не ходил.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

В современном мире ценность этого лидерского качества очень высока. Быть коммуникабельным важно не только в качестве лидера, но и в любых других ситуациях. Умения эффективно общаться с необходимыми тебе людьми – залог успеха. Выделим несколько значимых элементов. Это умение быстро устанавливать контакт, располагать к себе собеседника, слушать и слышать, умение задавать вопросы и получать информацию. Коммуникабельность позволит создавать тебе нужные связи в нужное время для более эффективного достижения цели. В современном мире это называется нетворкинг.

УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ

Умение мотивировать заключается в создании импульса действия, стимулирующего как самого себя, так и других. Обычно выделяют 2 типа мотивации: «От» и «К». От страха или К любви. От минуса или К плюсу. В разных ситуациях необходимо применять разную мотивацию. Более эффективным будет их чередование. Вдохновение – это особый способ мотивации, позволяющий не просто создать кратковременный импульс, а устойчивую и долгосрочную мотивацию. Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть в него быстрее и погрузиться туда с головой. Лидер, обладающий хорошим видением, с большой легкостью сможет вдохновлять людей.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Очень важно лидеру уметь собирать команду из первоклассных профессионалов своего дела и организовывать сам процесс деятельности. Сюда входят такие качества, как планирование, делегирование, отметание лишних действий и так далее. Вся команда должна вместе с лидером работать на повышение основных показателей в дружественной обстановке. Этому помогает создание групповой работы, когда результат зависит от общий усилий. Это сближает членов команды и позволяет более эффективно справляться с поставленными задачами.

ПОДДЕРЖКА

Это лидерское качество как создателя и члена команды включает в себя способность оказать поддержку своим единомышленникам и последователям в трудной ситуации. Люди будут поддерживать именно такого лидера, который заботится не только о своих интересах, но и о них тоже. Без этого качества лидеру будет сложно держать свой авторитет. Движение к цели – это не только сложные задачи, но и еще прочные отношения.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Внутрення целостность – лидерский навык, который интегрирует все вышеперечисленные качества. Это создание баланса всех частей и проявлений человека. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу. За лидером хочется идти тогда, когда он не просто знает, куда идти, но и транслирует это всей своей сущностью. Шагом к обретению целостности является осознание лидером своей миссии или собственной уникальности. Человек, обладающий пониманием своей миссии, знает или чувствует, что необходимо сделать, получая при это удовольствие от самого процесса собственной деятельности и жизни в целом.

УВЕРЕННОСТЬ

Уверенность определяется как базовое состояние, которое должно быть у лидера. Состояние уверенности связано с надежностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти. Уверенного человека можно определить по телу: расправленные плечи, стройная осанка, дыхание ровное, речь медленная и внятная, удержание взгляда на собеседнике. Все это относится к личностной уверенности. А есть еще духовная вера в положительный исход задуманного. Это уверенность напорядок выше первой. И не каждому ее удается развить.

ПРОАКТИВНОСТЬ

Лидер должен быть активным во всех отношениях. Он старается идти на полшага впереди времени. Ему необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем, чтобы действовать первым. В современном мире огромных скоростей промедление грозит проигрышем как в моральном, так и в финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду. Только как поставлена цель начинается движение, а затем необходимо управлять всей системой на основе ключевых параметров по ходу движения.

САМООБЛАДАНИЕ

Лидерское качество, которым должен обладать каждый лидер. В понятие самообладания входит ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые связаны с критическими ситуациями и проявлением негативных эмоций. Давление извне может вызвать плохое самочувствие, апатию, раздражительность и даже гнев. Всегда будет появляться соблазн подавить в себе эмоции. Но этого делать совершенно не нужно. Что же делать? Стараться в них не попадать с самого начала. Но если стресс неизбежен? В состоянии стресса необходим применить дыхательную практику: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох, улыбка. И так «по квадрату» до необходимого расслабленного или управляемого эмоционального состояния.

50 признаков лидера

1. Лидер – это, прежде всего, сильный характер.
2. Лидер не ждет приказа – лидер действует сам.
3. Лидера отличает от всех остальных смелость поступков.
4. Лидер, как правило, лидер во всем.
5. Лидер способен вести за собой тысячи.
6. У лидера много советчиков.
7. Лидерами не рождаются – лидерами становятся.
8. Все люди от рождения лидеры.
9. В корне лидерства лежит оптимизм.
10. Главный соперник лидера – это он сам.
11. Лидера отличают хорошее настроение и трезвый рассудок.
12. Лидер всегда знает, чего он хочет.
13. Лидер любит жизнь.
14. Уход лидера может стать причиной распада организации.
15. Лидер не боится разрушить, чтобы построить вновь.
16. Лидер, как правило, развит не только физически.
17. Лидер обладает теми качества, которыми не обладают те, кто его окружает.
18. Лидеру пытаются подражать.
19. Лидер знает, зачем просыпается.
20. Утверждения лидера не оспоримы.
21. Лидера может понять только другой лидер.
22. Лидеры не воюют друг с другом, а сотрудничают.
23. Лидер не стремится быть кем-то, он всегда остается собой.
24. Лидеру комфортно и одному.
25. Кризисы и перемены для лидера время – активных действий.
26. Главный авторитет для лидера – он сам.
27. Лидер не отрицает чужих мнений, за счет них он обосновывает свою точку зрения.
28. Для лидера нет сложностей – есть задачи.
29. Лидер успевает все.
30. Даже самый ярый неудачник рядом с лидером чувствует себя успешным.
31. Лидер всегда идет только вперед.
32. Хотеть быть лидером и делать для этого что-то, две разные вещи.
33. Лидерство – это, прежде всего, волевые решения.
34. Лидер – это человек не стандартных взглядов.
35. Лидер не воюет – он завоевывает.
36. Целый коллектив не может подавить волю лидера.
37. Настроение лидера создает настроение всем окружающим.
38. Лидер вдохновляет людей совершать подвиги.
39. Девиз лидера: «Один в поле воин».
40. Никто и ничто не заставит лидера свернуть с пути без его желания.
41. Только смерть может оставить лидера.
42. Лидер является эталоном веры.
43. Лидер смеется над трудностями.
44. Преграды в лидере пробуждают азарт и интерес.
45. Даже в спокойствии лидер остается лидером.
46. Лидер не напрягается – он живет.
47. Жизнь лидера всегда впечатляет.
48. Лидера нельзя создать по шаблону.
49. Лидерство периодически просыпается в каждом.
50. О лидерах складывают легенды.

Как воспитать ребенка лидером?

  • Развитие от А до Я

Кто такой лидер? Это человек, умеющий и знающий, как вести за собой других людей, как их организовать для выполнения собственных и общественных потребностей. Но не путайте лидерские качества ребенка с диктаторскими — это два различных понятия, которые, как батарейки, имеют противоположную полярность. Человек, вырастающий лидером, до конца остается положительным и ответственным персонажем, который идет к своей цели не «по головам», а находя обходные правильные пути. Именно такого положительного лидера хотят вырастить большинство родителей, поскольку они мечтают радоваться его успехам в будущем, видеть в нем руководителя крупной компании или просто состоявшегося в этой жизни человека.

Но без поддержки и правильного воспитания ребенок вряд ли будет стремиться к лидерским вершинам. Если вы захотите оспорить этот факт и скажете, что лидеры бывают и в детских домах, где беспризорников никто не воспитывает, то этому можно найти верное объяснение — с темпераментом человек рождается, и если ребенок от природы «пробивной», то он сам захочет выделяться из толпы. Ну, а под крылом у родителей даже шустрые детки вырастают неприспособленными ко взрослой жизни из-за чрезмерной опеки. Поэтому, если у ребенка есть задатки лидера, то их, несомненно, нужно развивать.

Уже в возрасте 3-х лет можно заметить стремление малыша быть в центре внимания, собирать вокруг себя детишек во дворе и придумывать новые игры, обязательно становясь капитаном команды. Вот они — задатки лидера! Ребенок уже понимает, что он хочет выделяться из серой массы подчиненных и вести за собой других.

Дайте ребенку свободу действий

В 3 года малыш не может самостоятельно выйти на улицу без мамы, но в песочнице он играется без неё, преодолевая различные трудности в общении и стремясь научиться жить в социуме. Именно об этой свободе мы и говорим. Пока мы живем — мы учимся, и каждая наша ошибка — это опыт, из которого мы извлекаем полезные выводы. Пока вы бегаете за ребенком и решаете его проблемы в любых ситуациях (забрал сосед игрушку, ущипнула девочка в садике, толкнул братишка), вы не даете ребенку шанс самому разобраться со случившимся и почувствовать себя увереннее.

Из таких деток, за которых все и всегда делают родители, вырастают капризные и неприспособленные особи, которые с малейшей проблемой бегут к мамочке, не желая при этом даже подумать о возможном решении проблемы. Какой же лидер может вырасти из такого ребенка?

Если малыш чего-то сильно захотел, то подумайте вместе с ним, как это реализовать, и речь идет не о покупке дорогой игрушки, а о детских спортивных секциях или кружке рисования, или музыкальных, певческих занятиях. Покажите ребенку, что все свои желания нужно уметь реализовывать — пускай он учится качественно и быстро решать проблему, ведь это основное и главное качество лидера. Перед тем, как ребенка сделать лидером, родители должны подумать, а какой пример они сами могут ему показать? Ведь в первую очередь ребенок подражает своим маме и папе, учится у них справляться с трудностями. Так что будьте примером для подражания, и вы вырастите достойного сына или дочь.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ru
Сервисный центр по ремонту холодильников Холод Групп Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%
Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Вызвать мастера

Поддерживайте и хвалите своего малыша

Ребенок, которого постоянно ругают, указывают на недостатки, обзывают, с самого детства становится замкнутым и неуверенным в себе, и он эту неуверенность может пронести через всю свою жизнь, так и не дав волю чувствам. К сожалению, такие родители не понимают, что они «растаптывают» и калечат волю своего ребенка.

Если поощрять малыша хотя бы словами (никто не говорит о дорогих подарках), то ему захочется повторять снова и снова, доведя действие до совершенства. Так, например, если ребенок застеснялся на утреннике и не захотел читать стих, его не нужно ругать, иначе он будет бояться публики еще больше. Самые правильные слова в этот момент: «Ничего страшного не случилось. Не получилось в этот раз — обязательно получится в следующий! Ты лучше подготовишься, и я буду гордиться тобой еще больше!». С такой мотивацией ребенок лидер захочет сделать вам приятно, переборет свой страх и в следующий раз все-таки сделает этот маленький шажок на сцену. А чем больше ребенок раскрепощается, тем лучше он общается со сверстниками, и тем больше шансов, что он будет вести за собой толпу.

Изначально ребенка нужно раскрепощать еще в кругу семьи, учить с ним стихи и ставить стульчик посреди комнаты, чтобы все родные слушали малыша. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед публикой, и в будущем с удовольствием будет выступать перед целым залом.

Особенно важно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что пока он не рискнет что-то сделать, он не получит результат. Ведь как же он может утверждать, что он этого не сделает или у него не получится, пока он не попробует? Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, подбадривайте. Успешным и активным детям подражают другие детки, так что, начиная лепить из песка красивый замок, ваш малыш заметит, как к нему присоединятся все остальные.

Лидер в ответе за свои слова

Врун никогда не станет лидером, потому что люди вокруг просто перестанут его уважать. Многие родители прощают своим маленьким деткам несерьезное вранье, когда они пытаются оправдать себя в том, что чашку с молоком разлил не он, а кошка. Но большая ложь растет из маленькой, и малыш должен понимать, что он в ответе за свои слова, ведь от его вранья могут пострадать другие. Лидер должен отвечать и за произнесенные фразы, и за свои действия, и за то, что последует за сказанным.

Воспитывайте в своем ребенке не только лидерские, но и человеческие качества — уважение к другим, умение прислушиваться к чужому мнению и считаться с ним, умение отвечать за содеянные поступки и находить выход даже в самых сложных ситуациях (при этом дайте понять ребенку, что вы всегда будете рядом и поможете в решении проблемы, но решать их за ребенка не будете). К тому же, лидерами становятся те дети, которые могут похвастаться своей находчивостью, умением проанализировать ситуацию и найти выход (возможно, не без вашей помощи, но именно по своей инициативе), и даже когда у них что-то не получается, они не сложат в унынии руки, а будут стараться до тех пор, пока не получат положительный результат.

Лидер умеет слушать и слышать

Настоящий лидер уважает других людей, прислушивается к их мнениям. Люди не пойдут за человеком, который всегда стоит на своем, унижает других и кричит без причины. Научите малыша всегда и везде здороваться со всеми, причем неважно — знакомые это люди или нет. Когда он впервые пришел в садик, пускай он поздоровается и обязательно улыбнется всем воспитателям, всем детками, и обязательно уборщице и повару — этим он уже заработает себе положительную репутацию. С позитивно настроенными и обаятельными людьми общаться приятнее, им хочется доверять и верить. Так что если вы заметили, что приветствие с улыбкой вошло в привычку малыша, и его не нужно принуждать к этому, значит, в нем начали зарождаться повадки лидера.

Но есть еще одна очень важная для лидера черта — это слушать и слышать критику в свою сторону, причем не обижаться на неё, не плакать и не забиваться в угол, а делать из неё конструктивные выводы. Если ребенку сделали замечание или покритиковали его действия, значит, он не смог всем угодить, и нужно обдумать, как сделать так, чтобы этого больше не повторилось. Человек, который не воспринимает критику, не хочет её слушать и делать выводы, показывает тем самым слабину своей души и явную эгоистичность.

Основные ошибки родителей

Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность — отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок. Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира. Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.

Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:

  • Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки. В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
  • Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку — 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
  • Не верят в своего ребенка. Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
  • Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
  • Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.

Как воспитать лидера

За последние десять-пятнадцать лет в нашем подходе к воспитанию изменилось немало. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было выпячивать свои таланты или рекламировать свои навыки. Взрослые пытались привить детям эти важные азы такта и деликатности. Но вместе с политическими и социальными переменами в нашу жизнь хлынули новые понятия: свободный рынок, конкурентоспособность, умение выжить в новом мире. Авторы новых книг по воспитанию твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы они уверенно лидировали в среде сверстников. Да мы и сами понимаем, что в наше время эти качества — неотъемлемые элементы успеха, и искренне хотим привить их своим детям. Многие родители впервые всерьез задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети достигают предподросткового или даже подросткового возраста. А ведь начинается все с самого рождения!

Cтремление лидировать — одно из проявлений эгоцентризма, с которым появляются на свет все здоровые дети. Задача старших — помочь детям найти деликатный баланс, когда самооценка и самоуважение становятся важными составными их эмоционального настроя, но не заглушают здравой самокритики и стремления к совершенствованию. Задатки лидера в ребенке нужно культивировать с младенчества — хвалить за успехи, подбадривать при встрече с препятствиями, поддерживать в моменты неудач и проявлять доверие, позволяя ребенку практиковаться в новых умениях и навыках. Не забывайте, что именно дома происходят первые и очень важные победы и поражения ребенка. Его способность убеждать и вызывать восхищение, умение принять поражение или горькую весть с достоинством закладываются и формируются родителями. Значит, родители должны не только наслаждаться вместе с ребенком его победами, но и научить его проигрывать, не испытывая при этом ощущения трагического провала или позорного поражения.

Помните!

Если родители драматизируют каждое незначительное происшествие, то, скорее всего, ребенок вырастет тревожным, не уверенным в себе, будет испытывать неловкость как оратор, политик или создатель произведений искусства. Любой провал ребенка, истинный или мнимый, должен подкрепляться предложением повторить попытку, исправить ошибку. Если малыш упал, делая свои первые шаги, полезно помочь ему забыть о страхе и сделать еще шаг. Подбадривание — это акт дружелюбия и заботы, и его нельзя превращать в деспотичный приказ сейчас же повторить попытку, в настойчивое повторение родительского приказа, в угрозу. Если ребенок не готов к новой попытке, сдержанно приободрите его: «Когда будешь готов, ты непременно сможешь проехать на велосипеде от гаража до подъезда (бросить мяч в корзину, решить арифметическую задачку)».

Составные лидерства — самоуважение и вера в собственные силы — похожи на надувной мячик. Перекачаете воздуха — и он лопнет. Недостаточно воздуха — он отказывается отскакивать от асфальта и звонко прыгать по дорожке. Если вы разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует — и вера в собственные силы будет подорвана. Примите своего ребенка победителем и побежденным, сильным и слабым, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся. Лидер начинается с соревнования?

Какой он, лидер?

Ребенка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трехлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоевывает права на самую популярную . Лидер в большинстве случаев активен и жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берет себе в ней самую почетную роль.

Воспитатели находят его обаятельным и чаще всего дают ему почетные задания — помочь накрыть стол к обеду, стереть мел с доски. Лидер всегда на виду, сверкает ослепительной улыбкой и, похоже, с каждым днем все сильнее осознает чары своей популярности. Чаще всего дети-лидеры хорошо манипулируют окружающими — как сверстниками, так и взрослыми. Вырастая, они становятся диктаторами моды в своем окружении: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Энергию детей-лидеров следует тактично направлять в созидательное русло, нужно помогать им совершенствовать свои лучшие качества и работать над тем, чтобы искоренить скверные наклонности, ведь именно лидеры чаще всего превращаются в предводителей юношеских банд или хулиганствующих группировок. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером — это взять на себя ответственность не только за себя, но и за ведомых.

Научите ребенка воспринимать критику

Для хорошего лидера важно воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на унижение достоинств ребенка. «Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделала сыну, как только осталась с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: «Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится», скажите: «Сделано немало. Книги на месте, грязное белье в корзине. Осталось еще пыль по углам и из-под кровати вымести — будет просто красота. Ты с каждым разом все прилежнее убираешь. Растешь!»

Застав разгром на кухне, не спешите отругать дочь: спросите, что она пыталась приготовить, похвалите за самостоятельность, предложите помощь. Может быть, вы поделитесь рецептом салата или подскажете, чем проще удалить с пола жир, которым дочь залила всю кухню? Поддержите в ней желание быть самостоятельной, объяснив при этом, что любые навыки требуют практики. Ребенок должен научиться реально оценивать свои поступки, свои достижения. Если у ребенка нет слуха, не нужно просить его петь перед гостями и преувеличенно хвалить пение. «Перехваленные» дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, они ожидают похвалы от сверстников, а получают щелчки да насмешки. Плохую услугу оказывают детям родители, которые дают неоправданно завышенную оценку их достижениям. «Мама! Я единственный в классе написал математику на пять!» — «Ты у меня самый умный!» Нельзя убеждать ребенка, что он самый ловкий, если он прибежал первым в соревновании. Рано или поздно ребенок обязательно столкнется с реальностью: кто-то обойдет его в беге, кто-то окажется сильнее или умнее. Чем более неоправданно завышена самооценка ребенка, тем труднее будет ему смириться с неудачей.

Мой ребенок — не лидер… что с ним не так?

Не спешите проецировать на ребенка собственные ожидания и чаяния.

  • Каждый ребенок выбирает себе стезю. Поверьте природе и своему ребенку — пускай он развивает те качества, которые подарила ему природа. Ваша помощь заключается в том, чтобы быть ему примером, чтобы помочь ему выработать моральные ценности, чтобы поддержать и подбодрить в постижении нового.
  • Если природа создала вашего ребенка застенчивым и тихим, это вовсе не значит, что она обделила его. Напротив! Его дар — наблюдать, размышлять, созерцать. Если ваш ребенок выбирает более тихое или более уединенное место в жизни, это значит, что он превыше всего ценит спокойные радости бытия. Нет ничего скверного в том, что ребенок стремится стать библиотекарем или сторожем парка.
  • Каждый ребенок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твердостью и стремлением к свободе. Лидерство — это не значит бежать впереди паровоза. Истинное лидерство — это идти своим путем, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках. Для кого-то это толпа почитателей. Иным же довольно одного-единственного друга.
  • Если ваш ребенок не стремится быть на виду, всегда и во всем первым, а хочет оставаться в тени, не ругайте его, не жалейте и не критикуйте. Присмотритесь к нему пристальнее, определите, что доставляет ему особое удовольствие. Создайте ребенку условия для того, чтобы он максимально развил свои навыки в той области, в которой ему хочется преуспеть.
  • Каждый человек еще в детстве выбирает, что для него важнее. Кому-то необходимо быть богатым и знаменитым, А для кого-то самая большая ценность — покой и время, чтобы читать или любоваться природой.

Статья предоставлена журналом


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *