Метод спока приучение ко сну

Метод спока приучение ко сну

Как научить засыпать ребенка самостоятельно ?

Знаете ли вы что такое Самостоятельное Засыпание (СЗ) и как выглядит процесс укладывания малыша, когда он умеет засыпать самостоятельно? Знаете ли вы как научить ребенка засыпать и в каком возрасте это можно сделать?

Часто при упоминании СЗ у родителей сразу же возникает множество противоречий и ассоциации с жесткими методиками, плачем в одиночестве. Команда Спи, Малыш хочет поделиться с родителями своим опытом и развенчать мифы и страхи, связанные с темой обучения сну или СЗ в этой статье.

Что такое самостоятельное засыпание?

Самостоятельное засыпание или, сокращенно, СЗ – это засыпание при котором малыш засыпает сам или с минимальной помощью родителей за 15-20 минут в своей кроватке или кровати родителей (если родители сознательно выбрали совместный сон ).

Процесс укладывания малышей, которые уже освоили навык СЗ выглядит так:

  • Родители проводят ритуал подготовки ко сну
  • Кладут малыша в кроватку
  • Целуют его
  • Говорят «Спи, малыш»
  • Выключают свет и уходят
  • Малыш засыпает сам в своей кроватке за 5-20 минут

Навык СЗ могут освоить все здоровые дети старше 6 месяцев, которые находятся как на грудном, так и на искусственном вскармливании. Задача родителей, помочь ребенку этот навык освоить.

Навык СЗ дети могут освоить и сами, постепенно, без активной помощи родителей. Это в быту называют словом «перерастет». Но, как и с любым умением, с помощью родителей обучение проходит быстрее и эффективнее.

Приведем пример с навыком «говорить». Если родитель не будет помогать ребенку учиться говорить, активно с ним разговаривать, хвалить, мотивировать говорить, ребенок все равно рано или поздно заговорит. Но, скорее всего, без участия родителя, заговорит малыш позже, и возможно, не будет так уверенно и хорошо разговаривать. Так же и со сном. Рано или поздно все дети научатся засыпать самостоятельно, ведь нас, взрослых, никто не укладывает спать вечером. Но если родители не помогают малышам с обучением сну, то сложности с самостоятельным засыпанием могут продолжаться до трех-четырех лет, а в некоторых случаях и до школьного возраста.

Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?

Неумение засыпать без активной помощи мамы или папы – одна из причин частых ночных пробуждений. Одна из причин, одна но не единственная. В нашей пирамиде причин плохого сна есть и другие причины – и проблемы со здоровьем малыша, и эмоциональное состояние мамы, и условия, в которых малыш спит и режим.

В нашей индивидуальной работе с семьями чаще всего бывает так, что после корректировки режима и условий сна, формирования позитивных ассоциаций на засыпание, сон малыша становиться значительно лучше. Родители довольны результатами и не продолжают работ над сном, заключительным этапом которой, является обучение малыша СЗ. Несколько ночных пробуждений малыша не сильно беспокоят родителей, а мы не настаиваем на продолжении. Обучение самостоятельному засыпанию не является обязательным. Если родителей все устраивает, то ничего менять не стоит.

Если вас все устраивает, то ничего менять не нужно.

Но бывает и так, что даже при комфортном режиме и условиях сна малыш продолжает просыпаться часто, через каждый цикл сна – 40 минут. Ребенок требует помощи родителей, чтобы снова заснуть. А такой прерывистый, «пунктирный» сон не может быть качественным и быстро приведет к накоплению недосыпа у всей семьи. В такой ситуации освоение навыка СЗ просто необходимо, потому что именно неумение засыпать без помощи взрослых и ведет к таким частым пробуждениям.

Дети, освоившие навык СЗ, легко засыпают и справляются с кратковременными пробуждениями без помощи родителей и просыпаются только на кормление.

Методы обучения самостоятельному засыпанию

Для того, чтобы научить ребенка засыпать без активной помощи взрослых придумано и описано множество методик. Все методики убирают «негативные ассоциации» на сон и помогают ребенку научиться успокаиваться и засыпать без помощи мамы. Методики условно можно разделить на жесткие «let cry» и мягкие «no cry». Каждая из методик находит свое применение и обоснование. Главное не торопиться с применением, выбрать методику, которая соотносится с вашей ситуацией и философией родительства.

Команда «Спи, Малыш» настоятельно рекомендует выбирать мягкие методики. Но бывают объективные ситуации, когда применение жёстких методик обосновано.

Любая методика работает, если ей следовать. Если вы начинаете методику, а потом бросаете через пару дней, потом вновь от усталости начинаете без подготовки, то вы учите ребенка плакать, а не спать.

Будьте готовы, что обучение СЗ вообще без слез не бывает. Малыш будет сопротивляться привычному укладу и выражать свой протест единственным доступным ему способом – плачем. Что влияет на успех обучения:

  • Отдохнувший и подготовленный ребенок
  • Отдохните и будьте готовы соблюдать свои же правила
  • Найдите помощь
  • Настрой – визуализируйте успех!

Как научить малыша самостоятельному засыпанию?

Научить ребенка спать самостоятельно несложно. Чаще всего весь процесс занимает не более месяца. Но важно понимать, что в каждом возрасте есть определенные особенности обучения СЗ.

0 – 6 месяцев

Не стоит слишком торопиться с применением методик обучения сну в возрасте до 6 месяцев. Есть многочисленные исследования, которые доказывают что обучение СЗ в возрасте до 6 месяцев вызывает лишний стресс у мамы и малыша и не дает гарантии, что навык сохраниться, когда малыш переживет первый регресс сна.

Не стоит требовать слишком много от малыша до 6-ти месяцев, но можно делать первые шаги подготовки к освоению навыка уже после 4-х недель:

  • Используйте разные способы успокоения малыша, не приучайте к одному способу успокоения
  • Не спешите со своей помощью – дайте шанс найти способ самоуспокоения
  • Кладите иногда малыша в кроватку сонным, но не спящим

6 месяцев – 2 года

Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, то первый регресс позади, лактация уже точно установилась, а малыш уже достаточно взрослый, чтобы освоить навык засыпать без помощи взрослых. Мы считаем, что это самый идеальный возраст для того, чтобы приучить ребенка к СЗ. Родителям важно внимательно выбрать метод обучения самостоятельному засыпанию и провести подготовку.

Что важно учесть при обучении СЗ в возрасте от 6 месяцев до 2-х лет:

  • Обучению сну предшествует подготовка, не беритесь сразу за обучение сну
  • Последовательность и постоянство действий – залог вашего успеха!
  • Выберите время для старта программы и получите «зеленый свет» от врача

Старше 2-х лет

Обучение СЗ у малышей старше 2-х лет может стать непростой задачей. Вредные привычки на засыпание хорошо закрепились, а опыт малыша говорит о том, что родители рано или поздно сдаются. В этом возрасте дети время от времени начинают проверять правила родителей «на прочность» — так иногда возникают новые проблемы со сном. Малыши в этом возрасте очень мобильны и место сна может стать дополнительной сложностью.

Если малыш спит в кровати, из которой легко вылезти, например, кровать без бортиков или со снятым бортиком, родительская кровать — это усложняет процесс обучения сну!

Мотивация и интерес – основной инструмент в работе над сном с малышами старше 2-х лет:

  • Включайте фантазию и возьмите своего ребенка в союзники
  • Любимый герой или Фея Сна могут стать участниками процесс и выполнять контролирующую функцию
  • Используйте мотиваторы, например, плакат с наклейками и небольшие подарки
  • Главное – доводить начатое до конца!

Как подготовить малыша к самостоятельному засыпанию?

В любом деле важна подготовка и настрой. В процессе подготовки малыша к СЗ 6 ступеней:

  • Безопасность и Условия Сна. Безопасность прежде всего!

Чтобы снизить риск удушья проверьте, насколько безопасны условия, в которых спит ваш малыш. Подробно об этом в нашем бесплатном вебинаре. Обратите внимание и приведите в порядок условия сна. Многочисленные исследования доказывают, что гигиена сна напрямую влияет на продолжительность и качество сна детей и взрослых. Темнота, тишина, приток кислорода, влажность, комфортная температура и одежда – это ваши «сонные помощники».

  • Ритуалы на сон и пробуждение.

Чтобы переключиться с активного бодрствования на сон малышу нужны ритуалы. Ритуалы – спокойные, повторяющиеся действия перед дневным и ночным сном. Выберите ритуалы, которые нравятся маме и ребенку и уделите ритуалам время – 30-40 минут вечером и 15-20 минут днем. Ритуалы на пробуждение помогают ребенку отличить кратковременные пробуждения ночью от времени утреннего подъема. Покажите ребенку, что утро наступила – добавьте света, пойте утреннюю песню, обнимашки, потягушки и поцелуйчики – все это сделает утро радостным, а ребенку поможет ориентироваться во времени.

  • Режим Сна и Бодрствования.

Комфортный режим сна и бодрствования позволит избежать переутомления и недосыпа, а значит сделать сон спокойным и качественным. Подобрать идеальное время начала сна — «окна сна» помогут наши консультанты.

  • Кормление и Сон.

Хаотичные ночные кормления, засыпания только на груди утомляют не только маму, но и ребенка. Привести кормления в порядок и снизить количество ночных пробуждений поможет наш вебинар Как разделить еду и сон?

  • Сон в отдельной кровати.

Вы сознательно выбрали совместный сон? Или кладете малыша в свою кроватку, потому что иначе он просто не спит? Как бы там ни было, обучение СЗ эффективнее проходит в отдельной кровати. Постепенный перевод малыша в свою кроватку важный этап, как сделать его мягким и менее стрессовым для всех вы сможете прочитать в нашей статье Перевод в свою кроватку.

  • Помощь при засыпании.

Как вы помогаете ребенку засыпать? Это укачивания? Может быть, фитбол? Кормления? Пение? Все те привычные способы, которые помогают ребенку успокоится и заснуть становятся ассоциациями на засыпание или привычками на сон. Вашу помощь ребенку при засыпании необходимо постепенно снижать. О том, как это сделать наш вебинар Как уйти от вредных привычек на сон.

Спорный метод: как научить малыша засыпать самостоятельно

Многие родители жалуются на неспокойный сон малыша, постоянные пробуждения и крики по ночам. В таких случаях родители сразу же берут ребенка на руки и начинают укачивать, пока он снова не уснет. Однако как только его пытаются положить в кроватку, младенец опять переходит на крик, тем самым не высыпаясь и не давая поспать родителям.

Стоит отметить, что такая ситуация — вовсе не норма, как многие привыкли думать, а большая проблема под названием «детская бессонница», которая в 98% случаев вызвана неправильной привычкой ко сну. В результате малыш привыкает к такому методу засыпания и требует, чтобы его всегда укладывали именно так. А недосып родителей не самым лучшим образом сказывается на их нервной системе и даже приводит к депрессии и ухудшению самочувствия.

© Instagram @jenbutler.parentingsupport

Как понять, что детская бессонница вызвана неправильными привычками

  • Ребенок не может заснуть сам без посторонней помощи и не хочет спать в кроватке
  • Сон крохи очень чуткий, и любой звук может его разбудить
  • Малыш просыпается более 3 раз и не может сам заснуть снова, требуя помощи родителей (укачивание, бутылочка и т.д.)
  • Ребенок спит меньшее количество часов, чем положено в его возрасте

В таких ситуациях родители прибегают к вспомогательным методам: гладят малыша, пытаются накормить его, думая, что кроха голодный, берут на руки и носят, пока кроха снова не заснет. Но проблема в том, что в следующее пробуждение все повторяется по кругу.

© Instagram @merinokidsnz_aus

Укачивать или дать поплакать?

Стоит отметить, что «укачивание» особенно популярно в России, а вот в Европе давно практикуют метод самостоятельного засыпания, или сry-it-out (с англ. — «выплакаться»), давая ребенку возможность поплакать и уснуть без помощи родителей. Считается, что родители должны с самого рождения приучать ребенка к удобному для себя режиму, а не подстраиваться под малыша.

Этот метод вызывает множество споров. Большинство родителей считает его «зверским» и ломающим психику ребенка, ведь не каждый сможет слушать детский плач, зная, что на ручках малыш сразу же успокоится. Однако те, кто уже попробовал, удивляются, насколько проще и спокойнее стала их жизнь с малышом с тех пор, как он научился засыпать сам. Считается, что если ребенок здоров, то с 5-6 месяцев он уже должен засыпать сам, без посторонней помощи, и спать 8-10 часов в своей кроватке без перерыва.

Итак, если вы постоянно не высыпаетесь и вскакиваете по каждому писку младенца, запасайтесь валерьянкой и вперед — вырабатывать правильные привычки подготовки ко сну!

Режим и ритуалы: учим малыша засыпать самостоятельно

Режим очень важен для малыша, и это относится ко всей его жизни, а не только ко сну. Многие дети чувствуют и ведут себя беспокойно, потому что в их жизни отсутствуют привычки, дающие им чувство последовательности и защищенности. Режим как раз помогает создать эту предсказуемость, благодаря которой малыш чувствует себя комфортно и знает, что одно следует за другим, а значит, для него нет никаких стрессов и поводов для беспокойства.

Например, старайтесь кормить кроху в одно и то же время. После еды можно уделять какое-то время общению, а после — укладывать малыша спать в кроватку. То же самое и с укладыванием на ночь: после купания малыш ест и ложится спать.

Ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, соска, любимое одеяло или игрушка. А не с родителями, которые постоянно носят его на руках.

© Instagram @mcheleska

Для выработки полезных привычек требуется несколько дней, но после это значительно упрощает жизнь как детям, так и родителям. Главное, чтобы вы были спокойны и уверены в том, что делаете. Создайте свои ритуалы и всегда придерживайтесь выбранной схемы. Самое главное — перетерпеть первые, самые сложные несколько дней.

Как не реагировать на плач

Давать ребенку выплакаться — это вовсе не значит, что нужно оставить его одного в комнате и ждать, слушая за стенкой его душераздирающий плач.

1. Создайте в комнате соответствующую обстановку: закройте шторы, убавьте освещение и обеспечьте тишину.

2. Убедитесь в том, что все базовые потребности малыша удовлетворены: он здоров, сыт и не требует смены одежды или подгузника.

3. Когда вы кладете малыша в кроватку, старайтесь тихо и спокойно рассказывать ему о том, что сейчас он должен спать.

© Instagram @bournemouthbabycentre

4. Посидите немного с малышом, погладьте его или подержите его за ручку, спойте колыбельную.

5. После начинается самое сложное: родителю необходимо оставить кроху засыпать самостоятельно. Сколько же нужно ждать, прежде чем вернуться в комнату малыша?

Вот наглядная схема:

  • 1 день — 1 минута (1 раз), 3 минуты (2 раза), 5 минут все последующие разы
  • 2 день — 3 минуты (1 раз), 5 минут (2 раза), 7 минут все последующие разы
  • 3 день — 5 минут (1 раз), 7 минут (2 раза), 9 минут все последующие разы
  • 4 день — 7 минут (1 раз), 9 минут (2 раза), 11 минут все последующие разы
  • 5 день — 9 минут (1 раз), 11 минут (2 раза ), 13 минут все последующие разы
  • 6 день — 11 минут (1 раз), 13 минут (2 раза), 15 минут все последующие разы
  • 7 день — 13 минут (1 раз), 15 минут (2 раза), 17 минут все последующие разы
© Instagram @claaire.co

Каждый раз возвращаясь в комнату малыша, не спешите брать его на руки или включать свет! Спокойно объясняйте крохе, что нужно спать в своей кроватке, погладьте его, подержите за руку. Если малыш плачет, не реагируйте и продолжайте вашу речь, а затем выходите из комнаты. Младенцы не понимают разницу между днем и ночью и не имеют никаких сформировавшихся привычек, поэтому ваша задача — помочь крохе привыкнуть к определенной последовательности и самостоятельному засыпанию.

В австралийском исследовании, опубликованном в 2017 году, участвовали 326 младенцев в возрасте 7 месяцев, имеющие проблемы со сном. Их поделили на две группы: в первой практиковался метод самостоятельного засыпания, а во второй малыши засыпали при помощи родителей. Пять лет спустя исследователи встретились с уже подросшими 6-летними участниками и их родителями.

Оказалось, что у детей в обоих группах не было никаких существенных различий в отношении эмоционального здоровья, поведения или проблем со сном. Уровни стресса или депрессии у матерей были примерно одинаковыми, равно как и отношения между родителями и детьми. Исследователи не обнаружили вреда от метода самостоятельного засыпания.

© Instagram @bcastle11

Однако Университет Северного Техаса представил весьма противоречивое исследование, которое было опубликовано в журнале «Раннее человеческое развитие».

Наблюдая за 25 младенцами в возрасте от 4 до 10 месяцев в пятидневной программе обучения самостоятельному засыпанию в стационаре, исследователи контролировали уровни кортизола (гормона стресса) у младенцев, которых оставляли плакать.

Ученые подсчитали, как долго младенцы плакали каждую ночь, прежде чем они заснули. Матери сидели в соседней комнате и слушали, как их дети плакали, но им не разрешалось входить и успокаивать своих детей. К третьей ночи младенцы плакали в течение более короткого периода времени и быстрее засыпали. Однако уровни кортизола, измеренные в их слюне, оставались высокими. Это указывает на то, что даже во сне младенцы были так же возбуждены, словно они продолжали плакать.

Методика укладывания младенца спать в осложненных случаях

Почти в каждой второй семье в первый год жизни возникает проблема укладывания младенца спать, потому что малыши быстро привыкают к рукам. Чем больше мама любит своего малыша, тем чаще она страдает оттого, что младенец просится на руки, не может заснуть, просыпается и кричит, едва только его пытаются уложить в кроватку. Это изматывает маму, отнимает время, нужное для других необходимых дел. Часто супружеские пары не выдерживают этого испытания. Многие мамы бывают вынуждены укладывать ребенка рядом с собой.

Моя жена, укладывая, тоже маялась, и уже была готова целую ночь ходить с ребенком на руках — дочка просыпалась в момент касания постели…

Жена сидела, укладывала дочку уже до двух-трех часов подряд, и уже была готова уложить ребенка с собой.

А дочурка проявляла характер, дальше — больше. И вот уже жена не только устроила ее на руках и сидит в ночной тишине, но дочурка уже и ходить по комнате заставляет.

Пришлось взять дочку на руки, и началась упорная борьба, перевоспитание. Будьте оптимистами — в таком возрасте перевоспитать — это еще возможно! Но это — не какая-то волшебная методика, а внимательный, серьезный труд, по выверенной схеме, как любая результативная методика . В запущенных случаях многие мамы оказываются не в состоянии отучить ребенка спать на руках или рядом с собой, сдаются, и поэтому кладут спать ребенка с собой.

Я твердо решил отучить от спанья дочурки на руках. От этого всем будет лучше, да и мама больше всех нуждается в отдыхе. Начиналась перестройка, я уже организовал два кооператива и совместное предприятие, работать приходилось по 16 часов в сутки. Третья смена была уже не под силу.

Нужно было только запастись терпением и вниманием. Мама сразу отключилась, изнемогла от недосыпания, и не мешала мне, слава богу.

Мужчине это делать, то есть, «перевоспитывать», легче, тут сила и выдержка нужна, иногда поистине адское терпение. Сначала нужно походить, поносить, покачать младенца, для порядка и усыпления бдительности, или даже для развития и обучения, но об этом — во второй части статьи. Нужно добиться, чтобы малыш быстро засыпал и спокойно спал в своей кроватке.

Происходит следующее. Начинаешь укладывать, отрываешь руки, протягиваешь руки с младенцем к кроватке — он, естественно, начинает просыпаться, чтобы возразить… Опять к себе прижимаешь. Он, младенец снова успокаивается. Далее, всё повторяется. Снова начинаешь отрывать и протягивать руки — выигрываешь еще 5 сантиметров, или 2 сантиметра — как повезет.

Это можно рассматривать, как физкультуру, упражнение с гантелями. Для начала потренируйтесь: возьмите 8-ми килограммовую гантелину, и повытягивайте с нею руки, наклонившись, раз двадцать. И вот через полчаса таких занятий, наконец, на вытянутых руках малышка коснулась кроватки. Естественно пока она вдыхает воздух, чтобы проснуться и закричать, я притягиваю младенца к себе снова. Главный критерий — чтобы задремавшая жена не проснулась: едва она услышит дочкин писк, она тут же вскочит…

Даешь младенцу снова засыпать, касаешься кроватки, и все повторяется несколько раз.

Здесь уже выигрыш считаешь не на сантиметры, а на минуты, даже на секунды. Главное — не дать ребенку раскричаться. Нужно следить за мимикой — и начинать притягивать его к себе обратно, едва только появляется кислое выражение личика.

В первую ночь меня хватило на полтора часа борьбы. Во вторую ночь малышка, была решительно настроена на борьбу, но через час я уже выиграл несколько минут свободного лежания, после непрерывной полускрытой борьбы. В этот период нельзя давать отдыха себе, и нельзя позволять выходить из состояния сна, быстрого или медленного, младенцу. Пусть младенец пытается проснуться, покомандовать вами, а вы предупреждаете его пробуждение и крик, как бы поддаетесь, а сами, едва только он засыпает, снова медленно кладете на кроватку. Примитивная методика, но она помогла мне уже с двумя дочерьми.

Да, собственно, на таком «перетягивании каната», наверное, все построено в воспитании.

Каков механизм этой хитрости?

Я думаю, что если надолго прижимаешь ребенка, он успевает поспать, отдохнуть и снова готов командовать вами, требовать, чтобы вы держали его на руках.

Когда же вы начинаете укладывать почти немедленно после того, как малыш затихает и начинает дремать, то для того, чтобы отдохнуть, он какое-то время, несколько секунд лежит на кроватке. Достаточно полежать несколько секунд в кроватке в покое, чтобы он начал ценить этот покой, тогда как на руках отдохнуть не получается. В итоге, получается, приятнее лежать на кроватке, где никто не трогает, чем на руках когда тебя немедленно куда-то кладут.

На третью ночь дочка, наверное, поразмыслив, таким образом, сдалась. Наверное, ребеночек на практике убеждается, что спать в кроватке куда спокойнее, чем напрягаться на руках. В дальнейшем, еще было пару попыток, проверить нас. Но жена и сама уже научилась такой мягкой борьбе.

Так мы отучились:

  1. спать на руках;
  2. проситься на руки, тогда, когда уже могли ползать самостоятельно.

Это была тоже целая история. Ребенку куда удобнее оседлать вас, чем оставить в покое. Некоторые мамы вынуждены на одной руке держать ребенка, другой — готовить. Так было и у нас — особенно когда в доме бывают бабушки. А ведь можно сделать так, чтобы ребенок сам попросился с рук долой. Для этого достаточно взять ребенка на руки и упереться в какой-нибудь самый не интересный угол, или ходить от одного пустого угла в другой. Есть и другие хитрости, и более сложные методы ухода за младенцем. Некоторые материалы имеются в ответах на вопросы на сайте rebenok.h10.ru.

Часто сами балуем, а потом — не можем отучить.

Овладение этой методикой открывает перед отцами огромные возможности, чтобы сделать своего ребенка одаренным по системе «МИР ребенка».

Вот только одно направление участия папы в развитии и обучении ребенка в возрасте до одного года. Бывает, что младенцу еще не слишком хочется спать, а мама, к счастью, уже заснула. В таких случаях я начинаю обучать ребенка, вспоминая, например, школьную программу. Как это выглядит? Я тихим, монотонным голосом, чтобы не проснулась мама, прочитаю одно-два стихотворения — Пушкина или Лермонтова. Но лучше всего получается петь буквы. Моя песня получается длинная, на одну и ту же мелодию: «Буква «А» спит, (2 раза), Буква «Б» — тоже спит. Далее, продолжаю, второй куплет: «Буква «Б» спит, (2 раза), Буква «В» тоже спит! и так далее. Так что получается 33 куплета «мировской» . Чаще всего я использовал мелодию «Придет серенький волчок, хвать Ларису за бочок». От такого сюжета малышка может не уснуть, встрепенется: волчок — то за бочок хватает! А буква «твердый знак» все равно, спит.

Но и тут случаются казусы. Однажды я пропел, что все буквы и цифры давно спят, а это — больше пятидесяти куплетов. Ну, думаю, раз я сам утомился, теперь и укладывать не надо будет, спит, наверное. Смотрю, а глаза у дочки — открыты! То есть, она ждет, какая еще цифра, то есть число, уже «тоже спит». Я понял, что сделал ошибку. Надо было зациклиться на первом десятке, а я прошел дальше: «Цифра одиннадцать — спит, цифра двенадцать тоже спит!». И так далее. Вот Лариса и ждала, когда же ряд этих цифр закончится. Что делать? Я, почти не подавая виду, стал повторять, что одни и те же цифры беспробудно спят, не выходя из первой пятерки. Но дочурка стала недовольно ворочаться — она ведь давно, еще к возрасту 6 месяцев привыкла следом за мною и мамой считать до десяти и далее. На пальцах, разумеется. В общем, компромисс был найден: когда сообщаешь, что первые десять чисел натурального ряда крепко спят, малыш успокаивается. Но все это проходили в первый год жизни. Я неоднократно рассказывал, что простейшей математикой мы начинаем заниматься с первых недель жизни, и к шести месяцам вполне пристойно добраться до числа 60. Об этой методике можно прочесть в книжке «Считать — раньше, чем ходить», Пальцематика», «Тайна числа 60 Яна Коменского». Но если Ян Коменский в 17-ом веке предлагал пройти натуральный ряд до 60-ти в 6 лет, то мы проходим этот же ряд к возрасту 6 месяцев.

Между первым и вторым годами развития дочурки мне приходилось петь, кроме этой, уже другие песни: «Книжный шкаф спит (2 раза), ну и стол — тоже спит!». И так — пока сотню другую слов не вспомнишь, если есть желание позаниматься. Чтобы ребенок уснул, надо «зациклить» колыбельную на нескольких банальных предметах, которые упорно спят — и все тут. Но, тем не менее, пропеть словарный запас за начальную школу мне удалось уже к двум годам. Укладывание и пение развивающих колыбельных по моей методике здорово экономит время на обучении ребенка. Так, после двух лет малышка почти ежедневно печатала длинные списки слов, обозначающих предметы, о которых я пел ей когда-то, что они спят. Такое «отцовское укладывание», на мой взгляд, является одной их необходимых причин того, что в 7 лет дочка собиралась сдать экзамены за среднюю школу. В целом о всей системе отцовского воспитания и обучения я рассказал в книжке «Читать — раньше, чем ходить», которая впервые вышла в 1996 году.

Есть тут и другая сторона, некоторые опасности, которые следует учитывать. Вот некоторые из них.

  1. Ребеночек может привыкнуть, что ему так много интересного сообщает папа перед сном. Поначалу мама будет рада, что младенец просится перед сном к папе на руки. Ну, а потом может приревновать, что ребенок больше к папе тянется. О последствиях вы можете только догадываться. Поэтому не переусердствуйте! Будьте трижды осторожными. Моя жена долго не подозревала, какие колыбельные я пою, даже когда в год стала складывать из букв слова.
  2. Ограничивайте объем новых знаний, слов в развивающих колыбельных. Иначе у малыша разыграется фантазия и он перевозбудится.
  3. Это замечание касается того, что некоторые думают, что ускоренное интеллектуальное развитие приводит к гиперактивности. На самом деле я замечал, что часто именно недостаток настоящих, хороших интеллектуальных игр приводит к гиперактивности. Конечно, во многих исследованиях показано, что одаренные дети спят мало, меньше, чем обычные. Но я убежден, и всегда старался, чтобы малыш спал столько, сколько рекомендуют врачи.

Если же тенденция к гиперактивности имеется, то я знаю только один надежный и полезный способ: увлечь ребенка творчеством. Серьезное творчество может поглотить какие угодно избытки энергии особо развитого ребенка. По моему мнению, использование «интеллектуальных» методов ухода за ребенком — это некоторое, универсальное, в своем роде, лекарство от гиперактивности и многих других проблем. Наибольшей энергии требует вербальное, словесное творчество, а для этого желательно и можно научить ребенка печатать, читать — раньше, чем ходить, но эта проблема, на мой взгляд, решена в наших книгах по данному вопросу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *