Парез у детей

Парез у детей

Детский церебральный паралич (ДЦП) — причины, симптомы, диагностика, лечение

Термином детский церебральный паралич (ДЦП) называют совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека. Эти двигательные нарушения являются следствием повреждения структур центральной нервной системы, которое формируется во внутриутробном периоде — то есть в течение беременности. Нарушения затрагивают корковые структуры, подкорковые области, капсулу и ствол головного мозга.
Иногда детский церебральный паралич путают с термином детский паралич, которым обозначают совокупность нарушений, развившихся вследствие перенесенного полиомиелита. Детский церебральный паралич был выявлен и впервые изучен еще в начале XIX века британским врачом Литтлом. Впоследствии эту форму детского церебрального паралича назвали «болезнью Литтля». Британец считал, что причина ДЦП кроется в патологическом течении родов, когда ребенок испытывает сильную гипоксию. Однако впоследствии Зигмунд Фрейд, также изучавший ДЦП, выдвинул гипотезу, что причина заболевания кроется в повреждении структур центральной нервной системы еще в период внутриутробного развития. Это предположение было подтверждено в 1980-х годах XX века. Фрейд составил прекрасную классификацию форм детского церебрального паралича, на основе которой были созданы все современные классификации.

Общая характеристика ДЦП

При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений.
Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:

  • напряжение мышц;
  • спастическое сокращение мышц;
  • разнообразные движения непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченная подвижность.

Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, непроизвольные мочеиспускание и выделение кала, трудности с процессом дыхания вследствие неправильного положения тела, формирование пролежней и трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.
Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным — оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани. В процессе роста и взросления ребенка может казаться, что паралич прогрессирует, однако это не так. Впечатление прогрессирования детского церебрального паралича обусловлено взрослением ребенка, трудностями с обучением и более явственным обозначением симптоматики, которая меньше видна, пока малыш не ходит, не ест самостоятельно и т.д.

Причины ДЦП

Непосредственными причинами, которые приводят к развитию клиники детского церебрального паралича, являются следующие патологические процессы:
1. Нарушение развития структур головного мозга.
2. Хронический недостаток кислорода (гипоксия, ишемия) в период внутриутробного развития и родов.
3. Внутриутробные инфекции (наиболее часто вызванные вирусами герпеса).
4. Различные варианты несовместимости крови матери и плода (например, резус–конфликт) с формированием гемолитической болезни новорожденных.
5. Травма структур головного мозга в период внутриутробного развития и родов.
6. Инфекционные заболевания с вовлечением головного мозга в раннем младенческом возрасте.
7. Токсические повреждения структур головного мозга (например, отравление солями тяжелых металлов).
8. Неправильная тактика ведения родов.
Каждый случай развития детского церебрального паралича индивидуален, причем точная причина не всегда ясна, поскольку возможно сочетанное влияние нескольких факторов, среди которых один является ведущим, а все остальные лишь усиливают эффект.
В общем случае можно сказать, что детский церебральный паралич является следствием различных факторов, которые нарушают нормальное функционирование структур головного мозга. Наибольший вклад вносит кислородное голодание – гипоксия, которая может развиваться при преждевременной отслойке плаценты, ягодичном или ножном положении плода, долгих или очень быстрых родах, обвитии пуповины и др. Кроме того, факторами риска являются состояния резус-конфликта, преждевременные роды, маловесность плода, инфекции, перенесенные женщиной в период беременности. Таким образом, в основе развития ДЦП лежат различные нарушения в течении беременности и родов, которые не являются наследственными.
Для удобства понимания все многообразные причины развития ДЦП можно объединить в шесть больших групп, в зависимости от природы воздействующего фактора:

  • Генетические причины – любые повреждения хромосом отца и матери способны привести к формированию детского церебрального паралича у ребенка.
  • Кислородное голодание мозга, которое может развиться и в течение беременности, и в процессе родов (например, фетоплацентарная недостаточность, гипоксия плода и т.д.).
  • Инфекционные причины связаны с заболеванием младенца менингитами, энцефалитами, менингоэнцефалитами или арахноидитами в первые месяцы жизни. Данные заболевания способны привести к формированию детского церебрального паралича, если протекают в тяжелой форме, на фоне высокой температуры, с большим количеством лейкоцитов в спинномозговой жидкости и наличием микроба–возбудителя.
  • Отравления связаны с негативным воздействием на организм ребенка или беременной женщины ядов или сильных медицинских препаратов. Данный фактор, как правило, оказывает сильное влияние при наличии вредных условий работы у беременной женщины, при контактах с радиоактивными или химическими веществами. Также отравления возможны при приеме сильнодействующих лекарственных препаратов в период беременности.
  • Физические причины связаны с негативным воздействием электромагнитных полей на плод в течение беременности. Это может быть рентген, радиационное поражение и др.
  • Механические причины связаны с родовыми травмами.

Часто причину детского церебрального паралича приписывают различным сосудистым патологиям, что неверно. Поскольку сосуды ребенка очень мягкие, эластичные, податливые, они просто не могут разорваться сами по себе. Именно в силу данного обстоятельства сосудистая причина на самом деле является травматической, поскольку повреждение сосудов у ребенка возможно только вследствие сильного травмирующего воздействия. Очень важно установить причину развития детского церебрального паралича, поскольку это определяет дальнейшую тактику лечения и обучения ребенка.

Характерные признаки ДЦП – симптомы заболевания

Детский церебральный паралич протекает в три стадии:
1. Ранняя (до 5 месяцев).
2. Начальная резидуальная (с полугода до 3 лет).
3. Поздняя резидуальная (старше 3 лет).
Согласно стадиям проявления ДЦП, выделяют ранние симптомы и поздние признаки заболевания. К ранним симптомам детского церебрального паралича относят:

  • Задержка развития ребенка (не держит головку, не переворачивается, не тянется руками к различным предметам, не сидит самостоятельно, не ползает, не ходит).
  • Хватательный и прочие детские рефлексы, сохраняющиеся в возрасте старше полугода.
  • Преимущественное пользование только одной верхней конечностью, что связано с ненормальным тонусом мышц на второй руке, которая не используется в играх.

Данные ранние симптомы детского церебрального паралича могут иметь различную степень выраженности – от практически незаметных до бросающихся в глаза. Степень выраженности нарушений зависит от объема пораженной ткани головного мозга. Например, патологический мышечный тонус может проявляться в чрезмерном напряжении или, напротив, расслаблении. Напряжение – повышенный мышечный тонус, выражается в принятии конечностями вынужденного, неудобного положения (например, скрещенные ножки по типу ножниц). Расслабление – пониженный мышечный тонус — напротив, приводит к болтанию конечностей и неспособности удерживать позу. Вследствие патологического мышечного тонуса движения ребенка с детским церебральным параличом характеризуются следующими признаками:

  • избыточная резкость;
  • внезапность;
  • медленные и червеобразные;
  • неподконтрольные;
  • совершенно бесцельные.

Все остальные симптомы ДЦП относят к поздним. Рассмотрим наиболее характерные и часто встречающиеся признаки ДЦП:
1. Скелетная деформация – характеризуется укорочением конечности на стороне поражения. Если оставить проблему без внимания, то впоследствии развивается сколиоз и искривление тазовых костей.
2. Контрактуры суставов – симптом характеризуется тугоподвижностью и ограниченным объемом движений. В этой ситуации происходит неравномерное сдавление сустава вследствие разницы в тонусе и силе различных мышц, окружающих его.
3. Судороги – частный симптом, который проявляется в первые месяцы жизни, или через некоторое время после развития самого ДЦП. Часто судороги трудно отличить от патологической двигательной активности.
4. Нарушение глотания развивается вследствие неполноценной работы, и отсутствия правильного и сочетанного взаимодействия различных мышц, принимающих участие в этом процессе. Ребенок плохо сосет, имеет проблемы с приемом пищи и питья, а также не способен контролировать слюноотделение. Поэтому следствием нарушения глотания у детей с детским церебральным параличом является непроизвольное слюнотечение.
5. Нарушение слуха выражено в том, что ребенок не воспринимает разнообразные окружающие звуки, что сильно влияет на задержку развития речевых навыков.
6. Нарушение речи – формируется вследствие невозможности скоординировать точные и тонкие движения губ, языка и горла. Тонус мышц нарушен, и дети не в состоянии контролировать работу губ, языка и горла, поэтому не способны воспроизводить нормальные звуки, что сильно затрудняет речь.
7. Нарушение зрения выражается в развитии косоглазия или близорукости.
8. Нарушения зубного ряда выражены в подверженности к кариесу, патологии положения отдельных зубов, проблемами с чисткой и патологическим строением эмали.
9. Задержка умственного развития может быть не у всех детей, страдающих детским церебральным параличом. Инвалидизация человека зависит именно от уровня интеллектуального развития. Чем выше умственные способности человека, страдающего детским церебральным параличом, тем ниже степень его инвалидности.
10. Нарушение процессов мочеиспускания и дефекации обусловлены бесконтрольной работой различных мышц, вовлеченных в выполнение данных физиологических действий.
11. Нарушение движений и мышечного тонуса. Все движения ребенка кажутся совершенно неуклюжими, неловкими, разболтанными, выполняются толчкообразно и дискоординированно. Все движения выполняются медленно, и выглядят червеобразно. Кроме того, детский церебральный паралич проявляется следующими нарушения мышечных движений у ребенка:

  • судороги различной степени выраженности;
  • мышцы имеют очень напряженный или расслабленный вид;
  • отсутствие рефлекса моргания в ответ на доносящиеся громкие звуки;
  • старше 4 месяцев не поворачивает голову по направлению к источнику доносящегося звука;
  • старше 4 месяцев не дотягивается рукой к игрушкам;
  • старше 7 месяцев не в состоянии сидеть самостоятельно;
  • в 1 год и старше не произносит отдельных слов;
  • выраженное использование преимущественно правой или левой руки до 12-летнего возраста;
  • косоглазие;
  • походка затрудненная, шаги даются с трудом, видна тугоподвижность;
  • при ходьбе ребенок встает только на пальчики, а не на всю стопу.

Формы ДЦП

Сегодня существует несколько классификаций форм детского церебрального паралича. Рассмотрим общепринятую систему, которая отражена в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ–10):
1. Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).
2. Дискинетическая форма.
3. Атаксическая форма.
4. Смешанные формы ДЦП.
5. Неуточненная форма.

Спастическая тетраплегия

Спастическая тетраплегия представляет собой тяжелую форму детского церебрального паралича, в основе которой лежит повреждение структур головного мозга в период беременности и родов вследствие кислородного голодания. В головном мозгу наблюдается процесс частичного отмирания нейронов и, образно выражаясь, разжижение нормальной структуры нервной ткани. Половина детей, страдающих этой формой детского церебрального паралича, имеет сочетанную патологию (как правило, эпилепсию).
Вовлечение в процесс большого количества структур головного мозга приводит к развитию псевдобульбарного синдрома, который выражается в нарушении процессов глотания, говорения, звукообразования и т.д. В данный симптомокомплекс входят явления насильственного плача или смеха, которые могут развиваться в ответ на любые действия (например, прикосновение ложкой к зубам и др.).

Спастическая тетраплегия проявляется парезом мышц рук и ног, нарушением зрения, речи, внимания, умственного развития. Из-за сильного пареза мышц рук и ног часто происходит образование своего рода стяжек, которые ведут к деформации нормального положения тела, верхних и нижних конечностей. Повреждение структур головного мозга часто затрагивает черепные нервы, что влечет за собой косоглазие, атрофию зрительного нерва с развитием слепоты и нарушение слуха. Задержка умственного развития и нормальных мышечных рефлексов влечет развитие микроцефалии (маленький размер черепной коробки). Поскольку нарушения при данной форме детского церебрального паралича очень тяжелые, человек практически не способен овладеть элементарными навыками самообслуживания.

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия представляет собой самую распространенную форму детского церебрального паралича, на которую приходится до 75% от всех остальных форм заболевания. Данную форму ДЦП часто называют по имени впервые описавшего ее английского врача, болезнью Литтля. Характерно большее поражение мышц нижних конечностей, по сравнению с руками и лицом, причем в процесс вовлечены обе ноги. Несмотря на более слабое вовлечение в процесс мышц лица и верхних конечностей, у детей с болезнью Литтля в раннем возрасте происходит формирование контрактур, которые приводят к нарушениям нормальной анатомической формы позвоночника и суставов.
Болезнь Литтля чаще всего выявляется у детей, родившихся недоношенными. А основными причинами данной формы ДЦП являются кровоизлияния в желудочки мозга, «разжижение» нервной ткани и ряд иных факторов. Преобладающим симптомом является мышечный парез нижних конечностей, который сопровождается задержкой умственного развития, речи и психики ребенка, частичные проявления псевдобульбарного синдрома (парез голосовых связок, нарушение звукообразования). Достаточно часто при болезни Литтля в патологический процесс вовлекаются и черепные нервы, что приводит к формированию задержки речевого развития и легкой степени умственной отсталости.
Дети с болезнью Литтля вполне обучаемы, поэтому при более или менее нормальном функционировании верхних конечностей такие люди способны выполнять посильную работу и жить в социуме. Адаптация к жизни в социуме происходит тем успешнее, чем меньшие у ребенка нарушения деятельности рук.

Гемиплегическая форма

Гемиплегическая форма детского церебрального паралича характеризуется вовлечением в процесс мышц конечностей только с одной стороны – правой или левой. Причем чаще более выраженные нарушения наблюдаются в руках, чем в ногах. Наиболее частыми причинами формирования гемиплегической формы ДЦП являются инфаркты головного мозга и кровоизлияния. Дети с гемиплегической формой ДЦП способны научиться выполнять различные движения, но скорость развития мышечных навыков медленнее, чем у здоровых сверстников. Способность к обучению и социализации определяется уровнем умственного развития ребенка, и практически не зависит от нарушений мышечных движений.
Ребенок с гемиплегической формой ДЦП имеет характерную походку, внешне сходную с позой Вернике–Манна. Наиболее точно и емко поза Вернике–Манна описывается следующей фразой: «Нога косит, рука просит». Пораженная нога выпрямлена в бедре и колене, согнута в области стопы, ребенок идет на носочках, перенося вперед абсолютно прямую ногу. Рука на пораженной стороне имеет характерную позу просящего человека. Помимо двигательных нарушений, при гемиплегической форме ДЦП наблюдается задержка умственного развития и психической сферы ребенка, а также речи. Довольно часто ДЦП сочетается с эпилептическими приступами.

Дискинетическая (гиперкинетическая) форма

Данная форма ДЦП чаще всего формируется у детей, переболевших гемолитической болезнью новорожденных. Больные дети страдают от непроизвольных мышечных движений, которые могут развиваться в любой части тела. Именно такие непроизвольные движения и называются гиперкинезами или дискинезами. При данной форме ДЦП гиперкинезы проявляются в виде медленных, тягучих, червеобразных движений и судорог с сокращением мышц. Гиперкинезы чередуются с параличами и парезами. Дети и взрослые имеют нарушение нормальной позы туловища, рук и ног. Парезу подвержены мышцы голосовых связок, что влечет за собой нарушение речи и звукообразования.
Умственные способности таких детей — как правило, нормальные, и интеллектуальное развитие проходит нормально. Поэтому дети с дискинетической формой ДЦП вполне обучаемы и способны к нормальной жизни в социуме. Ребенок успешно учится выполнять определенную работу, оканчивает даже высшие учебные заведения и может работать наравне со здоровыми людьми.

Атаксическая форма

Атаксическая форма детского церебрального паралича проявляется пониженным мышечным тонусом и сильными сухожильными рефлексами. Очень часто встречаются различные нарушения речи, вызванные парезом голосовых связок и мышц гортани, трахеи и т.д. Основной причиной атаксической формы детского церебрального паралича является травмирование лобных долей мозга и гипоксия плода в родах.
Признаки атаксической формы ДЦП — довольно четкие:

  • сниженный тонус мышц;
  • дрожание конечностей;
  • нарушение произвольных движений и речи.

Такие дети, как правило, страдают умеренной умственной отсталостью.

Смешанные формы

Смешанные формы детского церебрального паралича проявляются сочетанием нескольких вариантов заболевания, которые вызваны повреждением различных структур головного мозга. Наиболее часто выявляется сочетание спастической и дискинетической форм ДЦП, гемиплегической и спастической диплегии.

Особенности детей с ДЦП

Ведущая причина детского церебрального паралича – это изменение нормальной структуры головного мозга, а основными симптомами являются различные расстройства двигательной сферы. Расстройства движений основаны на нарушении передачи сигнала от головного мозга к мышцам, и на сопутствующем патологическом состоянии мышечных групп (повышенный или пониженный тонус). ДЦП характеризуется наличием двигательных, речевых, умственных, эмоциональных и волевых расстройств, которые связаны с повреждением самых разных мышечных групп и тканей головного мозга.

Сложности развития детей с детским церебральным параличом обусловлены большими трудностями при выполнении ими координированных и сложных движений. Особенности детей с ДЦП обусловлены двумя основными факторами:
1. Нарушение нормальной структуры тканей центральной нервной системы.
2. Ограничение самостоятельности из-за невозможности свободно двигаться, и лишь частичной способности к самообслуживанию.
Любые движения ребенка с ДЦП являются замедленными. Это создает почву для формирования диспропорций между развитием мышления и представлением об окружающем пространстве. Дело в том, что абстрактные знания и навыки логического мышления могут формироваться у ребенка с ДЦП вполне нормально, без каких-либо задержек. А вот представления об окружающем пространстве могут формироваться правильно только в условиях постоянного совершения ребенком движений, в ходе которых вырабатывается мышечная память и стереотипы, а также развиваются определенные функции мозга. В результате такой диспропорции дети с ДЦП очень часто плохо считают, им трудно усвоить математические действия.
Другая особенность детей с ДЦП заключается в измененной умственной работоспособности, то есть даже на фоне нормального интеллекта ребенок способен заниматься меньший промежуток времени, усваивает меньший объем информации в единицу времени, по сравнению со здоровым сверстником. Из-за данной особенности дети с ДЦП в 70% случаев имеют задержку психического развития. Интеллект таких детей может быть разным — как нормальным, так и резко сниженным, вплоть до выраженной дебильности.
Эмоциональная сфера детей с ДЦП имеет следующие особенности: ранимость, сильная впечатлительность, привязанность к опекунам и родителям. Основная причина задержки и нарушений психического развития детей с ДЦП — в недостаточности мышечной работы (невозможность участия в подвижных играх и т.д.) и ограничении контактов со сверстниками из-за трудностей речевого общения. Дети с ДЦП имеют расстройства речи, обусловленные нарушением тонуса мышц, принимающих непосредственное участие в произношении звуков.

Лечение ДЦП и принципы реабилитации

Лечение ДЦП направлено на устранение двигательных нарушений, речевых дефектов и коррекцию психического развития ребенка. Двигательные расстройства ребенка с детским церебральным параличом подвергаются коррекции за счет постановки правильного мышечного стереотипа, закрепления позы и т.д. Помимо симптоматических методик, направленных на развитие двигательных навыков и ускорение психического и умственного развития, в лечении обязательно применяется терапия основного заболевания, которое и привело к ДЦП.
На сегодняшний день не существует универсальных методов лечения ДЦП. Прекрасные результаты дают следующие методы:

  • лечебная физкультура;
  • сеансы массажа;
  • медицинские препараты, направленные на нормализацию мышечного тонуса (например, Баклофен, Мидокалм, Диспорт и т.д.).

Кроме того обладают доказанным положительным эффектом в лечении ДЦП следующие методики и приемы:

  • метод Войта;
  • Бобат–терапия;
  • нагрузочные костюмы «Адели» и «Гравистат»;
  • пневмокостюм «Атлант»;
  • логопедические методики;
  • вспомогательные устройства (например, ходунки, кресло, вертикализаторы, велосипеды, тренажеры и т.д.).

Если патологические изменения структуры мышц не удается исправить вышеперечисленными методами, то прибегают к хирургическому лечению. Хирургические вмешательства обеспечивают выполнение пластики сухожилий и мышц, что возвращает тканям нормальную форму и структуру. Также хирургически удаляют контрактуры. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводятся нейрохирургические вмешательства, например, стимуляция спинного мозга, удаление пораженных участков и т.д.
Совместно с вышеперечисленными методиками можно применять санаторное лечение и анималотерапию — использование животных в лечении (например, лошадей). Это позволяет улучшить эффективность предпринимаемых мер.
В России часто применяют для лечения ДЦП медикаменты, которые улучшают кровообращение в головном мозгу (например, Церебролизин, Актовегин, Глицин и т.д.). Также используются антиоксиданты, биологически активные добавки, препараты, влияющие на тонус сосудов, и даже стволовые клетки. Все эти препараты и методы не имеют доказанной эффективности для лечения ДЦП.
ДЦП необходимо начинать лечить как можно раньше, поскольку состояние ребенка может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической патологии. Это могут быть искривления позвоночника (кифозы, сколиозы), дисплазия бедренного сустава, плоскостопие и т.д. В итоге приходится лечить не только ДЦП, но и исправлять приобретенные ортопедические нарушения, надевая лангеты, шины и распорки. Дисплазия бедренного сустава чревата развитием хронических вывихов и подвывихов, которые можно устранить только путем хирургической операции.

Работа с детьми с ДЦП

С детьми, больными ДЦП, необходимо работать педагогам и врачам, для достижения максимальных положительных результатов. Работа начинается с раннего возраста. Дети от 1 года до 3 лет посещают занятия, на которых они обучаются говорить, выполнять повседневные простые действия, получают навыки самообслуживания и развивают способы взаимодействия со сверстниками. Большая работа направлена на овладение различными движениями и удерживание анатомически правильных позиций.
В работе с детьми, больными ДЦП, огромное внимание уделяется развитию речи и стереотипам поведения в социуме. Каждый ребенок с ДЦП нуждается в индивидуальном подходе, который учитывает форму патологии, возраст, имеющиеся навыки и т.д. Обучение детей проводится в форме игры, которой руководит взрослый человек, направляя действия ребенка в нужное русло. При этом за движениями ребенка тщательно наблюдают, неправильные и патологические останавливают, а правильные и нужные — напротив, поощряют.
Для развития правильных моторных навыков у детей с ДЦП применяются специальные устройства, предназначенные для поддержки головы в нужной позе, удержания туловища, рук и ног. В этом случае ребенок тренирует и развивает артикуляцию, зрительную коррекцию движений и реакции в ответ на изменения в окружающем пространстве.

Массаж и ЛФК

Курсы массажа при ДЦП начинают проводить детям с возраста 1,5 месяцев. Успешно применяются классический массаж, сегментарный, точечный, с жидким азотом (криомассаж) и методика по Манакову. Массаж должен проводить только специалист, который может адекватно оценивать тонус мышц, степень воздействия, частоту сеансов и т.д. Родителям не рекомендуется самостоятельно делать массаж ребенку с ДЦП.

Лечебная физкультура при детском церебральном параличе обязательно включается в комплекс терапии, причем она должна быть систематической и регулярной. Комплекс упражнений и их сложность устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом всех его особенностей, возраста, уровня умственного развития и течения заболевания. Физические упражнения выполняются дозированно, нагрузка увеличивается постепенно, по мере улучшения состояния.
Дети с ДЦП обязательно должны выполнять следующие физические упражнения:

  • растяжка;
  • расслабление мышц и уменьшение тонуса;
  • увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела;
  • укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела;
  • упражнения на выработку выносливости мышц;
  • тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы;
  • тренировка равновесия путем хождения по наклонным плоскостям;
  • упражнения на увеличение силы мышц.

>Массаж и ЛФК по Д.Сандакову — видео

Методики лечения ДЦП

Совместно с сеансами массажа, применяются методы лечебной физкультуры. Например, ходьба на беговой дорожке перед зеркалом, в котором отражаются все движения, позволяет корректировать их, исправлять и формировать правильный мышечный навык. Правильные движения нижних конечностей вырабатываются на специальном велосипеде, в ходе занятий на котором ребенку фиксируют руки, спину и ноги в нужном положении. Если ребенок очень плохо двигается, то ему помогают ходунки. Вестибулярный аппарат тренируется прыжками на батутах.
Также успешно применяется бальнеотерапия, то есть водолечение в бассейнах. В воде вес тела становится меньше, ребенку легче двигаться. Сначала он вырабатывает мышечный стереотип ходьбы в бассейне, после чего ему относительно легко начать ходить и по земле. Очень часто дети с ДЦП научаются плавать, а только после этого становятся в состоянии ходить. Водные процедуры и купание завершается процедурой гидромассажа, которая эффективна, полезна и доставляет удовольствие ребенку.
Хорошими эффектами в лечении ДЦП обладает грязелечение, которое позволяет оказывать стимулирующее воздействие на нервные клетки, улучшая чувствительность ребенка. Теплые грязевые обертывания отлично помогают снять повышенный мышечный тонус. Гипертонус эффективно понижается и нормализуется при помощи электрофореза. В принципе приемы физиотерапии оказывают хорошие лечебные эффекты, и позволяют достичь прекрасных результатов у детей с ДЦП. Из физиотерапевтических методик наиболее широко применяются и обладают хорошей эффективностью магнитотерапия и парафинотерапия.
Для создания условий для нормального психического развития необходимо пройти курс логопедического массажа, и пропить соответствующие препараты. Помощь логопеда ребенку с ДЦП — жизненно необходима, потому что повышенный тонус мышц языка и голосовых связок не дает малышу произносить звуки и, соответственно, разговаривать. А замедление развития речевых навыков влечет за собой задержку психического и умственного развития, а следовательно и социальной адаптации.
Вышеперечисленные методики используются регулярно, в среднем по 2 – 3 раза в год. Курс состоит из 35 – 40 занятий.

Классификация

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 июня 2015 года.
  • По уровню поражения нервной системы:
  • центральные
  • периферические
  • смешанные
  • психогенные
  • По степени выраженности:
  • Лёгкий
  • Умеренный
  • Глубокий
  • Паралич
  • По распространенности в пределах одной конечности:
    • Слабость одной мышцы
    • Слабость группы мышц (сгибатели, разгибатели)
    • Части конечности (дистальный или проксимальный)
  • По количеству вовлечённых конечностей
    • Одной конечности (монопарез)
    • Двух конечностей (бипарез):
      • Гемипарез, когда поражены рука и нога с одной стороны;
      • Парапарез, когда поражены либо обе руки, либо обе ноги
    • Трёх конечностей (трипарез)
    • Тетрапарез (четырёх конечностей)

Помимо парезов скелетной мускулатуры, термин применим и к мышечным оболочкам внутренних органов: парез кишечника, мочевого пузыря.

Существуют две шкалы оценки выраженности пареза — по степени снижения силы мышц и по степени выраженности пареза, являющиеся обратными друг другу:

  1. 0 баллов «силы мышц» — нет произвольных движений. Паралич.
  2. 1 балл — едва заметные сокращения мышц, без движений в суставах
  3. 2 балла — объём движений в суставе значительно снижен, движения возможны без преодоления силы тяжести по плоскости
  4. 3 балла — значительное сокращение объёма движений в суставе, мышцы способны преодолеть силу тяжести, трения (возможность отрыва конечности от поверхности)
  5. 4 балла — лёгкое снижение силы мышц, при полном объёме движения
  6. 5 баллов — нормальная сила мышц, полный объём движений

По локализации поражения различают две группы параличей, существенно отличающихся клиническими проявлениями:

  • вялые (периферические) парезы и параличи
  • спастические (центральные) парезы и параличи
  • Смешанные, имеющие признаки как вялого, так и спастического пареза.

Наиболее значимыми особенностями периферических парезов и параличей является:

  1. Гипотония вплоть до атонии (снижение тонуса) мышц;
  2. Гипотрофия вплоть до атрофии мышц вследствие прекращения вегетативной иннервации;
  3. Гипорефлексия вплоть до арефлексии — снижение выраженности рефлексов с пораженной конечности;
  4. Отсутствие патологических знаков;
  5. Гораздо реже, при некоторых заболеваниях, встречаются фасцикуляции — непроизвольные сокращения отдельных волокон мышцы, которые являются одним из симптомов поражения больших альфа-мотонейронов передних рогов спинного мозга.

Для центральных парезов характерно:

  1. Гипертонус (повышение тонуса мышц) по спастическому (или пирамидному) типу, феномен «складного ножа»;
  2. Отсутствие гипотрофии;
  3. Гиперрефлексия (повышение интенсивности глубоких рефлексов), вплоть до появления клонусов, а также снижение поверхностных рефлексов;
  4. Патологические рефлексы (разгибательные: Бабинского, Оппенгейма, Шеффера, Гордона, Чаддока, Пусссепа; сгибательные: Россолимо, Жуковского, Бехтерева, Менделя и др.);
  5. Появление патологических синкинезий (содружественных движений), например, когда больной, произвольно сжимая здоровую кисть в кулак, непроизвольно повторяет это движение больной рукой, но с меньшей силой;

Диагностика

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 июня 2015 года.
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Выявление пареза происходит исключительно клинически без применения дополнительных инструментальных исследований. Оценивается сила мышц в сравнении с силой мышц исследователя и противоположной части тела. Для оценки силы в конечностях используется балльная шкала (см. раздел Классификация). Реже при отсутствии грубого парез может быть не заметен при проведении стандартного теста на сопротивление. В таких случаях парез можно выявить с помощью пробы Барре, когда пациенту предлагается длительно держать руки или ноги в положении на весу. При этом в течение 20 секунд поражённая конечность будет постепенно опускаться.

Особенности диагностики у детей На первоначальном этапе образования пареза, ребёнок чувствует лишь некий дискомфорт, перерастающий впоследствии в паралич. При наличии у детей каких-либо острых болезней нервной системы, параличи характеризуются спонтанным и быстрым развитием. При заболевании периферической нервной системы в местах, где присутствуют парезы, ребёнок ощущает боль. При неожиданном приступе, необходимо оказать первую помощь, направленную на ограничение заболевания, спровоцировавшего сам парез.

Лечение и профилактика

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 июня 2015 года.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В комплексном лечении необходимо использовать тепло в сочетании с массажем, которые способствуют развитию активных нервных импульсов, улучшают трофику тканей. Массаж является своеобразной пассивной гимнастикой. Когда пациент обретает способность производить активные мышечные сокращения, начинают сочетать массаж с активными движениями, постепенно увеличивая нагрузку, включают движения с сопротивлением, которые увеличивают объём и силу мышц. Массаж, применяемый при вялых параличах, необходимо строго дозировать.

Аппаратные методы

  • Проприокоррекция

Роботизированные методы

При лечении парезов, вызванных центральным поражением нервной системы, широко используются роботизированные комплексы, способствующие восстановлению двигательных функций. Подобные системы основываются на теории моторного обучения за счёт многократного повторения движений. Одним из методов такого лечения является HAL-терапия.

> См. такжеВ Викисловаре есть статья «парез»

  • Пирамидная система
  • Гастропарез

> Примечания

Классификация

По количеству вовлеченных конечностей парезы разделяют:

  • монопарез – поражение одной ноги;
  • парапарез – паралич обеих ног;
  • гемипарез – нарушение двигательных функций руки и ноги на левой или правой стороне тела;
  • тетрапарез – поражение всех конечностей.

Развитие монопареза чаще всего происходит при патологиях периферической нервной системы: мышечная слабость распространяется на отделы, иннервируемые пережатым корешком. Гемипарез имеет центральную этиологию, диагностируется при заболеваниях головного мозга.

Признаки парапареза нижних конечностей у взрослых нередко возникают при компрессии конского хвоста межпозвоночным диском. В таких случаях наблюдается асимметричное поражение ног, недуг вызывает интенсивный болевой синдром, снижение чувствительности, недержание мочи и кала, онемением промежности.

Тетрапарез диагностируется при различных миопатиях, нейропатиях, полимиозите, полиомиелите. Патология развивается остро, вызывает паралич дыхательной системы, несет прямую угрозу жизни человека.

В зависимости от степени выраженности парапарезы классифицируют на легкую, умеренную, глубокую стадию и полный паралич (отсутствие подвижности). Наиболее часто диагностируется гипотония одной мышцы или какой-либо группы, либо происходит поражение определенной части конечности (дистальной, проксимальной).

Симптомы

Клинические проявления зависят от вида заболевания. При центральных парезах наблюдается повышенный тонус некоторых мышечных отделов по пирамидному типу, признаки гипотрофии отсутствуют. Ярко выражены глубокие двигательные рефлексы, а поверхностные ослаблены, появляются патологические сгибательные и разгибательные реакции. Характерно появление содружественных движений пораженной конечностью в качестве реакции на действие, совершенное здоровой.

Повышение сухожильных рефлексов приводит к беспричинным или вызванным клонусам ступни, ягодицы. Происходит тыльное разгибание-сгибание большого пальца, веерообразное раскрытие фаланг. Движения появляются в ответ на внешнее воздействие (щипок, укол).

При периферических парапарезах отмечается гипотония вплоть до полной потери мышечной силы в проксимальных отделах. Из-за нарушения нервной иннервации развивается атрофия, уменьшается объем мягких тканей, рефлекторные реакции ослаблены, снижается чувствительность. В редких случаях могут возникать непроизвольные сокращения волокон: подобный симптом наблюдается при поражении передних рогов спинного мозга.

При спастическом парезе пациент не может поднимать ногу, сгибать ее в суставе, поэтому изменяется походка, конечность волочится по земле.

Больные, страдающие вялыми парапарезами, не могут передвигаться без дополнительной опоры, так как ослабленные мышцы не справляются с весом тела. Конечности находятся в неестественном положении, координация движений нарушена.

Установка диагноза не вызывает затруднений, врач без труда определяет болезнь после проведения осмотра. Сила мышц оценивается по пятибалльной шкале:

  • 5 – все рефлексы сохранены, мышечная сила нормальная, пациент здоров;
  • 4 – наблюдается снижение силы, но больной может совершать активные движения, преодолевая сопротивление руки врача;
  • 3 – человек способен выполнять привычные движения, но с сопротивлением справиться не может;
  • 2 – пациент не преодолевает гравитацию;
  • 1 – движения минимальны или полностью отсутствуют.

На начальных стадиях болезни тест на сопротивление может не дать правильных результатов – в таких случаях дополнительно выполняют пробу Барре. Пациент должен длительное время удерживать конечность на весу, при ослаблении мышц нога начнет опускаться в течение первых 20 секунд.

Парапарез нижних конечностей у детей диагностируется по болевой локализации. На начальном этапе дети жалуются на появление дискомфорта, быструю утомляемость, позже изменяется походка, развиваются параличи, судороги. Скорость прогрессирования недуга очень высокая. Чаще всего патология возникает на фоне детского церебрального паралича или других заболеваний нервной системы.

При поражении головного мозга делают энцефалограмму, рентгенографию черепа с контрастированием, применяют радиоизотопные методы исследования, электромиографию.

Врожденные парапарезы диагностируются по сниженным рефлексам, низкой физической активности, гипотонии или гипертонусу мышц нижних конечностей. У малышей присутствует тремор рук и ног, отмечается повышенная возбудимость и другие неврологические нарушения.

Лечение

Терапию парезов проводят комплексно. Важно выявить первичную причину патологии, чтобы попытаться восстановить иннервацию нижних конечностей. Для улучшения трофики к ногам прикладывают тепло, делают массаж, проводят ЛФК, применяют аппаратные и роботизированные методы.

При бульбарном, восходящем параличе, спинальной амиотрофии Верднига-Гоффмана пациента необходимо срочно госпитализировать и обеспечить искусственную вентиляцию легких, так как парез затрагивает не только конечности, но и мускулатуру дыхательных путей.

Медикаменты

При парапарезе нижних конечностей лечение лекарственными средствами проводится для устранения первичного заболевания, восстановления работы нервной, сердечно-сосудистой системы и снятия болевого синдрома.

Антибиотики назначаются для терапии инфекционных болезней. Нормализуют артериальное давление, кровоснабжение головного мозга ангиопротекторы, ноотропы. При образовании опухолей, межпозвоночных грыж, посттравматических гематом требуется хирургическое вмешательство. Для поддержания основных функций организма и укрепления ослабленных тканей больным прописывают витамины группы В, иммуномодуляторы.

Если диагностирован спастический парапарез нижних конечностей, назначают релаксанты скелетной мускулатуры: Сирдалуд, Тизанил. Эти препараты снимают гипертонус и уменьшают болевые ощущения, оказывают седативное действие при неврозах, повышенной возбудимости.

Физиотерапия

Выполнение физиотерапевтических процедур позволяет повысить нервную проводимость в ослабленные мышцы, улучшить эффект принимаемых лекарственных средств. Людям, страдающим парапарезами ног, назначаются:

  • УВЧ;
  • импульсные токи;
  • электрофорез с кальцием и новокаином;
  • микроволновая терапия;
  • электромиостимуляция;
  • криотерапия;
  • тепловые процедуры: парафин, озокерит;
  • УФ-облучение.

Во время восстановительного периода пациенты принимают грязевые, азотно-кремниевые, термальные, сульфидные и радоновые ванны. Курс физиотерапии назначает лечащий врач с учетом степени тяжести и вида заболевания, но не ранее, чем через 2–3 недели с начала лечения.

Лечебная гимнастика

После того, как пациент сможет самостоятельно сидеть, начинают проводить специальную физкультуру для проработки мышц. Специалист учит человека стоять, ходить с использованием передвижных манежей, ходунков, трехопорных костылей, трости.

Позже больного обучают правильно ставить стопу, для этого нужно подниматься по лестнице, следовой дорожке. Курс ЛФК продолжается не менее 2–3 месяцев. Восстановительный период при парапарезах довольно длительный, поэтому комплекс занятий пациент должен выполнять самостоятельно в домашних условиях после выписки из больницы еще около 1,5–2 лет.

По мере возвращения двигательной активности и нормализации общего состояния можно посещать бассейн, прыгать на батуте, выполнять пробежки. Скорость реабилитации зависит от желания и настойчивости больного.

Массаж

С помощью лечебного массажа восстанавливают ослабленные ткани. Процедуры начинают проводить со 2–3 недели. При центральном парапарезе выполняют легкое поглаживание мышц поврежденной конечности, а в области второй ноги, наоборот, мускулатуру разминают более энергично.

Массаж проводится каждый день, полный курс составляет 10–15 сеансов. Дополнительно врач производит манипуляции пассивного характера парализованной конечностью.

Народные средства

В дополнение к основным методам терапии можно использовать рецепты нетрадиционной медицины. Хорошо помогает при парапарезе нижних конечностей лечение масками из натуральной глины, наружные спиртовые растирки из скорлупы грецких орехов, зверобоя продырявленного, чабреца, календулы.

Полезно пить свежевыжатые овощные и фруктовые соки, отвары ромашки, тысячелистника, можжевельника, коры дуба, алтея и корня одуванчика. Домашнее лечение должно быть согласовано с врачом!

Операция

Хирургическое вмешательство показано при вялых парапарезах и ДЦП, если иные методы лечения не дают результата. Основным показанием к проведению служит изменение формы и оси конечности, нейрогенные деформации, рефлекторные контрактуры мышц.

Виды операций:

  • сухожильно-мышечная пластика;
  • капсулопластика, тенодез;
  • корригирующая остеотомия, артродез, удлинение конечности.

В запущенных случаях совмещают несколько методик. Важную роль играет проведение восстановительных мероприятий в постоперационный период.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *