Правовое воспитание школьников

Правовое воспитание школьников

Правовое воспитание школьников

Правовое воспитание школьников.

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от

достоинства образующих его личностей»

Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура. Ведь нельзя считать физически здорового человека гармонично развитой, если, имея обширные знания, хорошо работая или обучаясь, нарушает законы, права. Способность человека понимать правила общежития и требования законов и соответственно вести не является врожденной, она формируется под воздействием специальных воспитательных мероприятий, является следствием общения с другими людьми, участия в различных видах деятельности.

Правовое воспитание — воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения школьников.

Необходимость организации правового воспитания учащейся молодежи обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.

Социально-экономическая ситуация в начале XXI в. в обществе не способствует формированию надлежащего нравственного среды для воспитания детей и молодежи. Неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное становление выше семей и ухудшение в связи с этим внутрисемейных отношений, недостатки в организации школьного воспитания и сокращение количества внешкольных учреждений предопределяют увеличение количества детей и подростков, поведение которых выходит за пределы моральных и правовых норм. Увеличивается количество подростков, которые не учатся и не работают, растет детская преступность.

Целью правового воспитания учащихся является формирование у них правовой культуры гражданина РФ, состоящий из сознательного отношения к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, закрепленных в Конституции РФ, с глубокого уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и выполнять их требования, выражают волю и интересы народа, активного участия в управлении дер дарственными делами, борьбы с нарушителями законе.

Приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную жизнь, а знания ими своих прав и обязанностей расширяет возможности их самореализации. Правовое воспитание укрепляет жизненную позицию, повышает общественную активность, обостряет чувство непримиримости к негативным явлениям. Его специфика обусловлена социально-правовым статусом учащейся молодежи в обществе. Школьники материально зависимы от родителей или опекунов их самостоятельность и активность корректирует педагогический коллектив, им не хватает правовых знаний и опыта правовых отношений, они усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и деятельность как несовершеннолетних, и правовые нормы, которыми им придется руководствоваться в будущем.

Недостатками воспитательной работы в школах на современном этапе является превалирование в ее содержании вопросам уголовного права, предпочтение изучению прав личности, недостаточное внимание к изучению обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Отсутствует обоснование справедливости правовых норм, раскрытие содержания нравственных принципов, согласно которым формулируются правовые запреты, ограничения, разрыв между содержанием правовых норм и конкретным поведением учеников.

Правовое воспитание предполагает решение следующих вопросов:

1. Вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об актуальных вопросах права, ведь правовые знания являются основой, на которой формируется правовое сознание. Они помогают ученикам соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и с требованиями законов, корректировать, изменять ее в правильном направлении.

Значительная часть школьников, хотя и не знает конкретных правовых норм, но не допускает правонарушений. Регулятором их поведения является соблюдение норм морали и обычаев. Такие школьники не наносят вреда другим, не совершают краж и других правонарушений, потому что руководствуются в конкретных ситуациях моральными принципами.

2. Формирование у учащихся правового сознания — совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации «Становление правового сознания, — утверждает О. Вишневский, — одно из основных направлений формирования гражданина. В семье и в школе ребенок должен не только научиться уважать законы, отстаивать свои права и свободы, но и уважать чужие, толерантно относиться к чужим взглядам, уважать права других на самовыражение, собственные культурные ценности, выбор конфессий, участие в политической жизни и т.д. Все это чрезвычайно важная сфера воспитания, прежде всего с точки зрения потребностей государственного строительства».

Правовые взгляды должны быть основаны на общих правовых знаниях и представлениях о государстве и праве, правовые отношения между людьми, конституционные права и обязанности личности Важно, чтобы эти знания и представления правильно отражали определенные правовые нормы, ведь иначе правовые взгляды будут ложными.

Одним из важнейших компонентов правового сознания является убеждение — осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий и ее личная готовность действовать согласно этим правилам и понятий.

В процессе правового воспитания важно воспитывать у учащихся высшие правовые чувства, регулирующих их поведение (ответственность, справедливость и др.), иначе главным регулятором ее станут простые эмоции (гнев, страх и т.д.), которые вызывают ситуативное поведение.

3. Формирование у учащихся уважения к государству и праву, понимание необходимости соблюдения требований законов. Такие качества воспитывают, раскрывая социальную сущность и роль государства и права. Воспитание у школьников уважения к закону и правопорядку, убежденности в необходимости соблюдения правовых норм осуществляется через воспитание уважения к правоохранительным органам, людей, которые охраняют законы. Однако не следует запугивать учеников этими органами, поскольку они не смогут осознать, что законы выполняют не только карательную функцию, но и защищают интересы общества, граждан.

4. Выработка у учащихся навыков и умений правомерного поведения. Привычку и умение соблюдать требования права и морали следует рассматривать как продукт сознательного отношения учащихся к признанию своего гражданского долга, соблюдение правовых норм. Как правомерное, так и неправомерное поведение зависят от определенных мотивов. Одни ученики придерживаются правовых норм вследствие глубокой убежденности, другие — потому, что находятся под постоянным контролем взрослых или опасаются возможного наказания; третьи приличным поведением пытаются достичь своих эгоистических целей. Нередко такое поведение обусловлено привычкой соблюдать правила общежития. Педагог должен знать, какими мотивами руководствуется ученик, следуя нормам закона.

5. Формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им. В юридической литературе рассматривают разные уровни активности в личности относительно требований закона. Соблюдение правовых норм свидетельствует о минимальном уровне активности личности, поскольку ей следует лишь избегать запрещенных законом действий. Выполняя правовые нормы, индивид представляет большую активность, используя их, — обнаруживает высшую степень активности. Третий уровень активности предполагает, чтобы учащиеся не только добросовестно выполняли свои обязанности, но и требовали этого от других. Такая позиция формируется в результате их деятельности, направленной на обеспечение дисциплины и порядка в школе и за ее пределами. Любые попытки изолировать детей от негативного, замалчивать и скрывать и от них недостатки жизни не воспитывает в них непримиримого отношения к этим явлениям, не мобилизует их на борьбу с ними, не вырабатывает иммунитета против их влияния.

6. Преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни. Специфическим недостатком правового сознания отдельных учащихся является ложные представления о содержании правовых норм. Они видят наличие запретов, но неправильно представляют себе их суть, последствия невыполнения. Многие уверены, что за правонарушения отвечают только взрослые, а несовершеннолетние якобы освобождаются от такой ответственности. Они не уверены в действенности положение, что \»незнание закона не освобождает от ответственности тех, кто его нарушает\», нередко не умеют сопоставлять свои действия и поступки с требованиями права. При необходимости давать правовую оценку конкретному правонарушению, они исходят из собственных представлений о противоправном, что, как правило, основываются не на знаниях конкретных положений закона, а прежде на известных им нормах морали. Такие недостатки правового сознания является одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетними.

Административное право регулирует организацию и деятельность аппарата государственного управления. Школьники должны иметь представление об органах государственного управления и нормы административного права, которые охватывают санитарные, противопожарные правила, а также правила дорожного движения, пользование транспортом, поведения в общественных местах, воинского учета и многие другие, которые регулируют деятельность различных учреждений, их работников, поведение граждан. Если человек нарушает установленные правила, считается правонарушителем и накладывают на нее административное взыскание.

Нормы права и морали, регулирующих семейные отношения людей, в процессе правового воспитания учащихся знакомят с семейными правоотношениями, правами и обязанностями родителей относительно друг друга, по воспитанию детей.

В процессе правового воспитания ученики усваивают и отдельные положения трудового права, ведь вскоре им придется работать в учреждениях, на предприятиях, где они будут сталкиваться со многими вопросами, в которых х должны быть компетентными (условия приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, охрана и оплата труда, моральная и материальная ответственность и т.д..

Знакомясь с вопросами уголовного права, ученики должны четко представлять, что такое преступление, ответственность за подготовку и намерение преступления, соучастие в преступлении, возраст уголовной ответственности, необходимая оборона, уголовное наказание, отбывания наказания в местах лишения свободы, а также осознать, что ни одно преступление не остается безнаказанным.

Раскрывая содержание правового воспитания, важно ознакомить школьников с Конвенцией о правах ребенка, согласно положению которой ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста концепция гласит: \»Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающихся ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелости ребенка (в 12ст. 12).

Ребенок имеет право оказывать свое собственное мнение, это право включает свободу поиска, содержания и выдачи информации и идей любого вида, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка 13/13/1).

Государства-участники определяют право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15/1).

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства я на его честь и репутацию (ст. 16/16/1).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации любой другим лицом (в 19/1)/1)».

Реализация задач и содержания правового воспитания учащихся осуществляется прежде всего в процессе обучения. Изучение гуманитарных предметов направлено на формирование у них высоких идеалов, морально-правовых как, например, непримиримости к аморальных явлений, правонарушений и преступности дисциплины естественнонаучного цикла позволяют коснуться вопросов из различных отраслей права, в частности его нормативных актов по охране природы, охраны труда, охраны здоровья человека и др. Важная роль в правовом воспитании школьников принадлежит курса правоведения, в процессе изучения которого они знакомятся со всеми отраслями права, получают знания, умения и навыки в системном виде.

Усвоенные на уроках правовые знания углубляются и расширяются во внеклассной воспитательной работе. Выбор формы или метода воспитательного воздействия зависит от цели, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и возможностей педагогического коллектива. Выбирая методы и формы воспитательной работы, важно также учитывать популярность их среди школьников.

Осуществляя правовое воспитание на уроках и во время специальных воспитательных мероприятий, важно раскрывать содержание всех отраслей права, не сосредотачивая внимания учащихся на одной из них. Раскрывая конкретные правовые нормы, следует показывать их связь с правилами морали, на которых они базируются; иллюстрируя случаи нарушений норм права, не злоупотреблять негативными примерами, лучше приводить те, что демонстрируют, как надо действовать в подобной ситуации. Рассказывая о преступлениях, не стоит детализировать факты, это может научить отдельных школьников методики совершения преступления; необходимо раскрывать суть негативных фактов так, что бы они вызывали отвращение, а не увлечение ими.

Решающим моментом в правовом воспитании школьников является высокая правовая культура педагогов и соответствующий правовой психологический климат в школе и в семье ученика. В правой воспитательной работе школы важную роль играет привлечение учащихся к посильной деятельности, которая предусматривает определенный объем правовых знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, участие в детском самоуправлении, в работе школьной службы примирения, в отрядах юных инспекторов дорожного движения.

Приобщение школьников к правоохранительной и природоохранной деятельности в школе и за ее пределами следует оценивать с точки зрения проведения профилактической работы с учащейся молодежью и с точки зрения вступления правового опыта, воспитание у нее непримиримого отношения к негативным явлениям жизни. Воспитанные в таких условиях школьники активно противодействовать этим явлениям.

Таким образом, правовое воспитание — это ряд направленных мероприятий на:

— повышения правовых знаний, реализация их на практике.

— повышения уважения к праву.

— достижение правомерного поведения гражданами.

— устранения правового нигилизма.

Исходя из этих основных задач, правовое воспитание следует, по моему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан такой совокупности, которая включала бы:

— знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

— глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

— умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

— привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

— прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм

Для реализации выше изложенных задач можно применять следующие методы:

— тематические классные часы. Например, урок на тему «Мои права в семье», «Гражданские права детей». Обсуждение на уроке Декларации прав человека, Конституции Украины. Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Ответственность за нарушение ПДД пешеходом Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним».

— Встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов. На таких встречах ученики могут напрямую задать интересующие их вопросы, а сотрудники правоохранительных органов объяснят права школьников с точки зрения закона, о правилах дорожного движения и ответственность за нарушение этих прав.

— Уроки-диспуты в старших классах по таким художественным произведениям, как Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», А.П.Чехов «В суде».

— участие в создании школьной газеты на тему «Мы и наши права» или «Семья и я», «Правила ДД» и т.д.

— Индивидуальная работа социального и психолога с «проблемными» детьми и их родителями.

— профилактика вредных привычек

— правовое просвещение родителей (темы родительских собраний: Законы воспитания в семье. Какими им быть? Воспитание ненасилием в семье. Как научить сына или дочь говорить «нет»; Детская агрессивность, ее причины и последствия; Свободное время — для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?; Как уберечь подростка от насилия?; Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.; Как научится быть ответственным за свои поступки?; Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?; Закон и ответственность родителей).

— Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

— Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Правовая воспитанность, ведет в итоге к процветанию государства — подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом. Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость.

Правовое воспитание учащихся старших классов

Основным методологическим принципом, определяющим положение человека в гражданском обществе, является следующее: человек свободен в реализации своей цели настолько, насколько он не стесняет свободу других людей. И в тоже время каждый гражданин обязан соблюдать законы, строить свое социальное поведение, чтобы не ущемлять свободу других членов общества.

Вопрос о необходимости обучения правам и свободам человека подрастающего поколения получил свое отражение в «Национальной программе повышения уровня правовой культуры общества», принятой Олий Мажлисом республики Узбекистан 29 августа 1997 года на девятой сессии, а также в указе Президента Республики И. А. Каримова, изданного 25 июня того же года «Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры населения, совершенствовании подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения».

Решение задачи построения демократического правового государства, связано с коренной перестройкой политико-правовой основы государства. Важной составной частью этой работы является повышение уровня правовой культуры человека. Правовому государству свойственна высокая политическая и правовая образованность и активность граждан, способность и готовность противостоять произволу и нарушениям правам, где лучшей защитой от преступности, считает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов «является внутренний иммунитет к правонарушениям и высокая нравственность наших граждан, нравственное воспитание в семье, школе, трудовом коллективе, махалле, сила общественного мнения, средства массовой информации, авторитет духовенства — все должно быть направлено на формирование устойчивой невосприимчивости наших людей к любым действиям, сопряженным с нарушением Закона» .

Чтобы правовая культура человека достигла такого уровня, необходима система правового воспитания, сердцевиной которого должно стать правовое воспитание подрастающего поколения.

Известный просветитель конца 19 начала 20 вв. Абдулла Авлони говорил, что счастье каждой нации, мир и благополучие каждого государства зависит от хорошего воспитания молодого поколения.

Эта проблема актуальна еще и потому, что всякое ослабление правовой воспитательной работы способствует повышению влияния на молодежь противоречащих правосознанию нашего общества взглядов и убеждений, увеличению уровня преступности среди несовершеннолетних.

Эффективность правового воспитания молодежи во многом зависит от воспитателя. Но для того чтобы воспитатель мог успешно реализовать свое призвание, ему необходимо овладеть методикой не только общевоспитательной работы, но и правового воспитания.

Обучение подрастающего поколения правам человека призвано, во-первых, дать ему знания о том, что такое права человека, каковы их объем и содержание, как они должны осуществляться и защищаться, во-вторых, сформировать у молодых людей уважительное отношение к правам и свободам человека, понимание их социальной ценности, необходимости их соблюдения и защиты, в — третьих, сформировать навыки и установки, позволяющие молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека, по преобразованиям и построению развитого, демократического, правового государства.

Следует отметить, что за последние годы школьные программы по предмету «Основы государства и права» претерпели определенную эволюцию. По предмету были введены усовершенствованные программы, составленные на основе модернизации действовавших до этого программ. В программы были введены указания по отдельным темам, с целью повышенияправовой культуры и правового воспитания, которые должны приобрести учащиеся в результате изучения этих предметов.

В результате проведенного исследования мы предложили некоторые методики для проведения правового воспитания учащихся старших классов.

1. Методика изучения системы отношений личности к социальному окружению (к «другим») и к себе используется для выявления структуры отношений личности подростка к наиболее значимым представителям социального окружения (родителям, сверстникам, учителям) и к себе. Одной из особенностей данной методики является включение в число таких представителей и сотрудников милиции, что полностью отвечает специфике нашего исследования.

Методика построена на произвольном выборе испытуемым подходящих определений личных качеств для себя представителей социального окружения из списка, состоящего из 40 качеств:

Предложения к испытуемым.

— Ко мне подходят следующие определения…

— К большинству моих сверстников подходят следующие определения…

— К большинству взрослых подходят следующие определения…

— К большинству учителей подходят следующие определения…

— К большинству сотрудников милиции подходят следующие определения…

— К моему отцу подходят следующие определения…

— К моей матери подходят следующие определения…

— Обработка.

По каждому вопросу рассчитывается коэффициент отношения к субъекту (самоотношение, отношение к учителям, матери, отцу и т.д.)

3. Отношения личности к нормам права,где отобраны наиболее распространенные правовые нормы, представленные в Уголовном кодексе Республики Узбекистана. Методика включает в себя 21 правовую норму для несовершеннолетних от 14 до 18 лет.

1. Доведение до самоубийства или до попытки самоубийства, путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства.

2. Умышленное телесное повреждение, не опасное для жизни, но вызвавшее длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату трудоспособности.

3. Заражение венерической болезнью.

4. Изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

5. Похищение человека, совершенное из корыстных побуждений, либо по предварительному сговору группой лиц.

6. Клевета, то есть распространение заведомо ложных позорящих другое лицо измышлений.

7. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

8. Тайное похищение личного имущества граждан.

9. Открытое похищение личного имущества граждан.

10. Нападение с целью завладения личным имуществом граждан, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья граждан.

11. Мошенничество: завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

12. Вымогательство: требование передачи личного имущества граждан или права на имущество под угрозой насилия над личностью потерпевшего или его близкими, оглашения позорящих сведений о нем или его близких.

13. Уклонение от подачи декларации (сведений) о доходах.

14. Получение взятки.

15. Дача взятки.

16. Хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок.

17. Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.

18. Изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств.

19. Склонение (приобщение) к потреблению наркотических средств.

20. Изготовление или распространение, рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений.

21. Изготовление, распространение, демонстрация кино видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Важно отметить, что при проведении опроса учащимся не сообщается о том, что предлагаемые им виды правонарушений взяты из Уголовного кодекса. Учащихся просят выразить свое отношение к каждому из представленных правонарушений, пользуясь десятибалльной шкалой от 1 до 10, с шагом — 1.

Далее нами было разработано содержание правового воспитания учащихся старших классов

Учащиеся к 14–15 годам накапливают жизненный опыт и жизненные впечатления. Становятся самостоятельными в определении жизненных планов, в выборе круга друзей, все больше вовлекаются во «взрослую» жизнь (от самостоятельного зарабатывания денег до ранних половых связей), что значительно повышает значение знания норм поведения и умения осознавать свои поступки и отвечать за них. С 14–15 лет расширяются возможности для подростка непосредственно участвовать в правоотношениях — он может работать в свободное от учебы время, с 14 лет он частично дееспособен, является субъектом различных имущественных отношений. В то же время в 13 лет подросток может быть привлечен к уголовной ответственности. Все это делает особенно важным приобретение учащимися системных правовых знаний практической направленности, которые помогли бы подростку ориентироваться в правовых отношениях, действовать правомерно.

Девятый класс завершает учебу в основной (базовой) школе. Где будут учиться дети, окончившие 9 класс, в значительной степени зависит от их родителей. Поэтому приобретение учащимися перед окончанием базового образования системы правовых знаний — необходимое условие обеспечение всеобщей правовой грамотности граждан Узбекистана.

Значительную часть правовых знаний учащиеся получают также в процессе изучения других предметов, в частности, истории, литературы, географии. Информация, которую предоставляют эти дисциплины, служит эмоционально насыщенной иллюстрацией к тем или иным нормам права, что способствует развитию и укреплению правосознания учащихся. Не правы те, кто считает своим делом лишь обучение учащихся передачу им знаний, а воспитание не включают в круг своих обязанностей. Обучение — это не единственное и не самое главное средство правового воспитания школьников. Выражаясь словами Сухомлинского, можно сказать, что правовое обучение -это лишь один из лепестков того цветка, который называется правовым воспитанием. В нем нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В правовом воспитании учащихся главное все — и урок, и развитие правового мышления детей вне урока, и приучение их к правоохранительной деятельности.

Умение старших найти общий язык с молодежью, готовность сделать их досуг интересным, насыщенным полезными делами, создать атмосферу дружелюбия, социальной активности — всё это оказывает на молодежь сильнейшее воспитательное воздействие.

Литература:

1. И. А. Каримов Узбекистан на пороге ХХ1 века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т. «Узбекистан», 1997, стр. 91


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *