Разряды в парашютном спорте

Разряды в парашютном спорте

Содержание

Парашютный спорт. Виды и снаряжение. Правила и прыжки

Парашютный спорт, как одна из разновидностей экстремального спорта, пользуется большой популярностью. Он постоянно развивается, открываются новые школы и клубы, чтобы любой желающий имел возможность воплотить свою мечту. Если нет проблем со здоровьем, можно рискнуть и шагнуть в облака.

Парашютный спорт — интересные факты
  • Самое большое число прыжков (13800) совершил отечественный спортсмен Юрий Баранов.
  • Самый старый вид соревнований — приземление на точность, когда приземлиться необходимо в строго определенную точку. В этой точке устанавливается специальный электрический датчик, и на него спортсмену нужно наступить ногой.
  • К главным видам данного спортивного направления относят свободное падение и пилотирование.
  • Дистанция до той точки, в которой открывается купол при прыжке, составляет 3 км. И это расстояние парашютист покрывает за минуту.
  • Спускаясь под куполом, невозможно переговариваться, хоть в кинофильмах мы привыкли видеть совсем иное.
  • Самый великовозрастный парашютист в мире — Джордж Мойз, он прыгнул с высоты 3000 м. Таким образом он поздравил себя с 97-м днем рождения.
  • В Японии распространен прыжок под названием «Банзай»: прежде из самолета выбрасывают парашют, а потом выпрыгивает спортсмен, догоняет его, в воздухе надевает и раскрывает.
Особенности парашютизма
Парашютный спорт отличается рядом особенностей, которые делают его весьма притягательным. К ним можно отнести:
  • Риск и адреналин. Все, кто совершают прыжки, стремятся к одному — получить новую порцию эмоций, доказать свою смелость себе, близким и знакомым.
  • Быстрое привыкание. Каждый, кто хоть раз попробовал прыгнуть с парашютом, вполне может попасть в зависимость к данному виду спорта и встать на путь профессионального парашютизма.
  • Безопасность при соблюдении всех требований. Перед полетом обязательно проводятся высококачественные тесты и инструктажи. Также спортсменов консультирует врач, чтобы исключить наличие противопоказаний.
  • Немногочисленное обмундирование. Необходимый инвентарь для спуска — шлем, очки, перчатки и комбинезон. Ну и, разумеется, парашют.
Виды прыжков с парашютом

Сегодня спортсмены обучаются и соревнуются в парашютизме по нескольким основным направлениям. Некоторые виды прыжков могут совершать не только опытные профессионалы, но и практически все желающие.

Одиночные прыжки

Самостоятельно осуществить прыжок может любой, даже если это будет в самый первый раз. Но парашютный спорт подразумевает обязательную подготовку, сдачу теории и прохождение практики. Желающий прыгнуть обучается в течение 7 часов и по итогам выполнения всех задач ему разрешается прыгнуть и выдается снаряжение.

Если человек чувствует страх, то с ним спускается тренер. Он находится рядом и наблюдает за всем, что происходит. Высота прыжка с парашютом лимитируется только для новичков (до 1 км).

Тандемные прыжки

Парашютный спорт — это не только одиночные прыжки, но и в тандеме с другим человеком. Обычно при обучении это бывает тренер. Совместно с тренером желательно спускаться впервые. Это повышает безопасность, поскольку большую часть действий выполняет профессионал.

При наличии опыта разрешается прыгать вместе с другими людьми.

Свободное падение
Эта разновидность доступна тем, кто занимается парашютизмом профессионально, в нее входит несколько дисциплин:
  • Индивидуальная акробатика — направление, при котором от спортсмена требуется за установленное время выполнить определенное количество сальто, вращений и спиралей.
  • Групповая акробатика — исполнение разных фигур и перестройка в горизонтальной плоскости несколькими спортсменами.
  • Фрифлай- это скоростное падение двух человек, которое сопровождается выполнением ими акробатических элементов.
  • Фристайл — дает волю фантазии спортсмена. Спускаясь под куполом, он может делать любые пируэты, показывая свою пластику и координацию.
  • Скайсерфинг — это прыжки со специальной лыжей с выполнением различных трюков.
Необходимое снаряжение
Главная часть экипировки – парашютная система. Она состоит из:
  • Парашютов: основного, вытягивающегося и запасного.
  • Автоматического страхующего прибора.

Все перечисленные составляющие складываются в ранец.

Следующим важным элементом в обмундировании выступает обувь. Голеностоп в ней должен надежно фиксироваться для снижения риска увечья при приземлении. Для этой цели рекомендуются берцы.

Профессионалы советуют при совершении прыжков надевать двухслойные перчатки из синтетической и хлопковой ткани. Перчатки делают лучше сцепление и облегчают управление куполом.

Комбинезон парашютиста

Для одного-двух прыжков этот аксессуар, разумеется, не нужен. Но если вы намерены включаться в парашютный спорт всерьез и надолго, то лучше купить специальный комбинезон. Такая одежда не ограничивает в маневрах, теплоизолирует и предохраняет от царапин и ссадин, которые легко получить, приземляясь. Комбинезон имеет особую форму для повышения аэродинамики спортсмена при полете.

Шлем

Этот аксессуар в парашютизме обязателен. Он может быть мягким или жестким. Мягкие шлемы производятся из кожи и текстиля. Они закрывают голову от ветра и не позволяют волосам налипать на лицо. Жесткие шлемы изготовлены из пластика и карбона. Они могут быть частично или целиком глухими, оснащенными наушниками и микрофоном.

Очки

Очки потребуются, если спортсмен выбирает для себя открытый шлем. Их функция в том, чтобы предохранять глаза от ветра и ультрафиолета. Есть определенные критерии для выбора этого аксессуара:

  • Нежелательно, чтобы очки были очень узкими, иначе они не обеспечат должную защиту.
  • Стекла следует выбирать ударопрочные, чтобы они не нанесли увечье, разбившись.
  • Примерять очки лучше одновременно со шлемом, поскольку два эти аксессуара используются совместно.
Как заняться парашютным спортом

Если вы уверены, что готовы прыгнуть с парашютом, — отправляйтесь в специализированный клуб. Его можно найти в интернете, но при этом необходимо почитать имеющиеся отзывы, а также удостовериться в том, что организацией получены все необходимые разрешения. На подготовку обычно уходит от одного до нескольких дней.

Правила первого прыжка везде аналогичны:
  • Парашютный спорт разрешен тому, кто прошел медосвидетельствование и не имеет противопоказаний. Поэтому в клубе обязательно потребуют пройти медосмотр и получить заключение.
  • Инструктаж перед прыжком является обязательным. Он занимает 5-7 часов. В ходе инструктажа даются пояснения, как вести себя в самолете, как управлять парашютом и осуществлять посадку, что следует предпринять в неожиданных ситуациях.
  • Перед прыжком сотрудники клуба берут с человека расписку — это формальность, которой не стоит пугаться.
  • Для первого спуска выдается парашют десантников. Он раскрывается сам через три секунды после прыжка.

Какой прыжок выбрать
Прыгать впервые боязно, трудно заранее представить себе свои ощущения. Возможные виды прыжков для новичков:
  • Самостоятельный. Высота — 800 метров, предварительно проводится обучение, осваивается техника, описываются возможные ситуации и способы выхода из них. Спуск не занимает много времени, а сам парашют разворачивается автоматически.
  • Прыжок вдвоем. Он может осуществляться с инструктором. Все необходимое при этом будет делать профессионал, а вам нужно будет всего лишь расслабиться и наслаждаться. При достаточном опыте разрешается прыгать в паре с другим человеком. При этом если вы оба делаете это впервые, лучше спускаться под разными куполами.

Скорость падения при прыжке с парашютом — около 200 км/ч (60 м/с); после раскрытия купола – до 5 м/с; непосредственно спуск длится до 7 минут.

Правила безопасности

Парашютный спорт, как и любой экстрим, всегда сопряжен с риском. Хотя при соблюдении всех установленных требований считается довольно безопасным. Несчастные случаи, разумеется, не исключены, но они довольно редки. Чтобы не пополнить их число, необходимо:

  • Четко выполнять необходимые действия: открыть запасной купол на нужной высоте, не совершать резких маневров, учитывать погоду и направление ветра.
  • Проверять наличие запасного парашюта и правильность его укладки, чтобы исключить проблемы с открытием.
  • Не допускать столкновения с другими парашютистами.
  • Соблюдать дисциплину, не допускать излишней самоуверенности.
  • Правильно группироваться перед приземлением, чтобы избежать вывихов и ушибов, которые не опасны для здоровья, но весьма неприятны.
Противопоказания
Есть определенные виды заболеваний и состояний, при наличии которых парашютный спорт не допустим. К ним относятся:
  • Состояние алкогольного опьянения.
  • Сердечно-сосудистые заболевания.
  • Нарушения психики.
  • Дальнозоркость или близорукость.
  • Сахарный диабет и эпилепсия.
  • Недавние переломы.
  • Анорексия или ожирение.
  • Не стоит прыгать при боязни высоты.

Первый прыжок с парашютом

Решившись на первый прыжок с парашютом, мы представляем себе идеальную картину. Но каждый раз кто-то из «перворазников» уезжает с аэродрома разочарованным:

  • Никита мечтал испытать себя: подойти к обрезу, прыгнуть и «дернуть кольцо», — но за него все сделал тандем-мастер.

  • Алена хотела красивых карточек: заплела волосы, сделала маникюр и позвала друга-фотографа, а на складе ей выдали грязно-зеленый комбинезон и берцы на 3 размера больше. Да еще и любимое колечко в поле потеряла.

Избежать этих неприятностей легко — перед поездкой на дропзону (аэродром, где прыгают парашютисты) найдите немного времени и подготовьтесь к прыжку.

* * *

Главная сложность, с которой сталкиваются все желающие познакомиться с небом, — это выбор прыжка: самостоятельный или в тандеме с инструктором.

Тандем

Часто на дропзонах советуют начинать с тандем-прыжка.

На будущего парашютиста (тандем-пассажира) надевают специальную подвесную систему. Она крепится с помощью карабинов к подвесной системе тандем-мастера, к которой присоединен парашют. Не бойтесь, такая конструкция надежна: один карабин способен выдержать до тонны груза, а в подвесной системе их четыре.

Инструктор контролирует весь процесс прыжка: отделение, свободное падение, раскрытие парашюта, полет под куполом и приземление на безопасную площадку.

Требования к пассажирам минимальны: дети с восьми лет, пожилые люди, люди с лишним весом, слабой физической подготовкой или ограниченными возможностями — могут прыгать с парашютом в тандеме с инструктором.

Свободное падение длится 30-60 секунд — в зависимости от того, на какую высоту поднимается самолет на выбранной вами дропзоне. Под куполом полет длится 2-3 минуты. Если пассажир хорошо себя чувствует и ведет себя адекватно, тандем-мастер может разрешить поуправлять парашютом на безопасной высоте.

Стоит такой прыжок 10-12 тысяч рублей. Инструктаж минимальный и занимает 5-10 минут непосредственно перед прыжком: главное — не мешать инструктору выполнять свою работу в небе.

Ограничения для прыжков тандеме с инструктором

Возраст: с 8 лет (до 18 лет нужно разрешение родителей)

Вес: до 120 кг

Медицина:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы

  • наркотическое или алкогольное опьянение

  • черепно-мозговые травмы

  • насморк (да-да, не удивляйтесь — из-за резкой смены высоты в свободном падении и перепада давления насморк может привести к тяжелым осложнениям — проблемам со слухом и зрением)

Одежда

  • Одежда не должна стеснять движений. Лучше всего спортивный костюм или джинсы и ветровка.

  • Обувь без каблука, которая не слетит в свободном падении, в идеале — кроссовки или кеды.

  • В холодное время года захватите перчатки — на высоте температура ниже, чем на земле.

  • Снимите цепочки и сережки, чтобы не потерять во время прыжка.

Фото- и видеосъемка

Тандем-прыжки можно запечатлеть двумя способами:

  1. ваш инструктор снимет прыжок на экшен-камеру (она будет закреплена на его руке или на селфи-палке) — стоить это будет 1-2 тысячи рублей

  2. профессиональный воздушный оператор полетит рядом с вами и будет снимать — такая услуга обойдется в 3-4 тысячи рублей

Самостоятельный прыжок

Начинающие парашютисты старше 14 лет могут прыгать с парашютом самостоятельно.

Как правило, первые прыжки совершаются на круглых неуправляемых парашютах: Д6 серии 4, Д5 серии 2, Юниор или на новом десантном парашюте Д-10.

«Неуправляемый» парашют — это тот, который летит туда, куда дует ветер.

Подготовка к самостоятельному прыжку занимает не меньше 4 часов: нужно научиться правильно выпрыгивать из самолета (отделяться), оценивать состояние купола парашюта (наполнен-стабилен-управляем), определять направление ветра и точку приземления.

Особое внимание при инструктаже уделяется правильному приземлению: ноги должны быть плотно вместе, напряжены, ступни параллельно земле.

Учат и правильным действиям в особых случаях: частичном и полном отказах парашюта, приземлению на препятствия — воду, лес, крыши, провода.

На многих дропзонах есть возможность пройти инструктаж заранее и приехать на аэродром уже подготовленным.

Сам прыжок осуществляется с высоты 800 метров: нужно прыгнуть солдатиком, сгруппироваться и спустя три секунды дернуть кольцо (если прыгаете с парашютами Д6, Д5 или Д10). На парашютах стоят страхующие приборы, которые раскроют основной купол через 4 секунды после отделения, если парашютист не смог этого сделать самостоятельно.

Если же вы прыгаете с Юниором дергать кольцо будет не нужно — вытяжной трос парашюта крепится к самолету и в момент отделения вытаскивает основной парашют из ранца.

Полет под куполом длится около 3 минут: за это время нужно определить направление ветра и примерную точку приземления. На площадке приземления всегда дежурит инструктор. Он следит за перворазниками и при необходимости кричит в рупор: «Ноги вместе!» — ведь неправильное положение ног при столкновении с землей почти всегда приводит к ушибам и переломам.

Стоит самостоятельный прыжок 3-5 тысяч рублей.

На некоторых дропзонах есть возможность совершить первый прыжок сразу с парашютом типа крыло: тогда желающим прыгнуть выдают шлем со встроенной рацией и контролируют пилотирование купола с земли. Управлять крылом сложнее, чем круглым парашютом, и ошибки на приземлении, как правило, стоят дороже.

Ограничения для самостоятельных прыжков с парашютом

Возраст: с 14 лет (до 18 лет нужно разрешение от родителей)

Вес: от 45 до 90 кг

Медицина:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы

  • наркотическое или алкогольное опьянение

  • черепно-мозговые травмы

  • переломы в течение 18 месяцев до прыжка

Одежда

  • руки и ноги должны быть полностью закрыты

  • перчатки обязательны

  • обувь без каблука, с толстой подошвой и жесткой фиксацией голеностопа, в идеале — берцы

  • украшения нужно снять: вы можете не только потерять их, но и получить травмы, например, поранить пальцы при гашении купола

Учтите, что на приземлении вас может протащить по полю, поэтому надеть новенький белоснежный спортивный костюм, вероятно, не самая лучшая идея (хотя красивые фотографии самого первого прыжка оправдывают любые жертвы 🙂

Фото- и видеосъемка

Снять самостоятельный прыжок полностью не получится — брать с собой фото- и видеокамеры запрещено международными правилами. Инструктор может поснимать отделение из самолета, а друзья на поле — ваше приземление.

* * *

Итак, перед поездкой на аэродром:

  1. Выберите тип прыжка: самостоятельно или в тандеме с инструктором.

  2. Найдите ближайшую дропзону: карта дропзон.

  3. Возьмите паспорт. Если вам нет 18 лет — зовите кого-нибудь из родителей или опекуна (обязательно с паспортом) — от них потребуется написать разрешение.

  4. Приведите вес к норме: до 120 кг для прыжка в тандеме, 45-90 кг для самостоятельных прыжков.

  5. Снимите украшения. Выберите подходящую одежду и обувь: спортивный костюм и берцы для самостоятельного прыжка, джинсы и кроссовки для прыжка в тандеме.

  6. Приготовьте бутерброды и вкусный чай в термосе — кафешки на аэродромах обычно предлагают скудное меню и довольно дороги.

  7. Захватите флешку или карту памяти, а еще лучше — ноутбук. Так будет проще получить заветные фотографии.

  8. Не планируйте других мероприятий на день прыжка: парашютный спорт очень метеозависим и ждать подходящей погоды нередко приходится до самого вечера.

Страшно

Боитесь? Правильно делаете. Нужно бояться: страх обостряет чувства и позволяет получить наибольшее удовольствие от прыжка. Некоторые опытные спортсмены даже отказываются идти во взлет и предпочитают пересидеть какое-то время на земле, если понимают, что не испытывают страха.

Если же ваши чувства и так обострены до предела, а прыгнуть все-таки мечтаете, немного логики:

Конструкция любого парашюта (и круглого, и типа крыло) гораздо проще, чем конструкция самолета. А чем проще система, тем меньше вероятность ее отказа или поломки. Значит, если уж вы сели в самолет и взлетели, то приземляться с парашютом безопаснее, чем в самолете.

Все время так себя успокаиваю — помогает 😉

* * *

P.S.: Бояться нужно не первого прыжка, а того, что понравится.

Что делать, если понравилось?

Все таки умели раньше фильмы снимать… Вроде бы и и сюжеты незамысловатые,

и спецеффекты нехитрые, и ляпы порой видны невооруженным взглядом, а вот поди ж ты — до сих пор при первых нотах заглавной темы к фильму «В зоне особого внимания» душа словно замирает, а потом начинает разворачиваться словно купол, вырываемый из ранца системой стабилизации…

Несмотря на то что детство и юность у меня пришлись на 90е годы прошлого столетия, когда отношение к армии было уже далеко не таким как в Союзе, лично для меня вопрос — «служить или откосить» никогда даже не стоял. И логично рассудив что раз уж в армию я все равно пойду, то надо хотя бы попасть туда где меня действительно хоть чему то научат, разумеется я, как и многие другие, еще на приписной комиссии начал настойчиво проситься в десант.

Не буду сейчас описывать процесс подготовки, которым я активно начал заниматься еще класса с девятого, когда распрощавшись со школой перешел в техникум. Там много всего было, начиная от чтения разных вумных и не очень тематических книжек, заканчивая спортзалом и секцией каратэ (оказавшей на мою жизнь влияние даже большее чем армия), это как говориться «совсем другая история». А сегодняшняя наша история начинается в стенах районного военкомата, где незадолго до призыва я проходил очередную комиссию на признание моей тушки годной к отданию долга Родине.

— Хочешь в десант? Хмыкнул в усы подполковник, разглядывающий мое личное дело в котором уже красовалась отметка — «категория годности А1». — Ну вот тебе направление, завтра приезжай к 11 часам по этому адресу, там тебе все объяснят.

Направление оказалось в наш Питерский ВПК (Военно Патриотический Клуб) «Дзерджинец», где я и еще несколько десятков таких же обалдуев должны были пройти ВДП (Воздушно-Десантную Подготовку) и прыгнуть с парашютом, дабы понять в какую жопу мы собираемся окунуться и заодно получить первичные знания, дабы не убиться в армии на первом же прыжке испортив казенное имущество и нервы начальства.

Занятия были хоть и по ускоренной программе, но в отличии от многих гражданских аэроклубов, обучали на совесть. Первое занятие — чистая теория. Второе — учебная укладка парашюта в классе. Разбивались на пары и по очереди укладывали и распускали старенький Д-6. Третье занятие проводили уже на полигоне в Сертолово, где был свой ВДК. Там отрабатывали технику приземления, прыгая с разных высот (1-2 метра) учились «встречать землю». Ну и четвертое — собственно «боевая укладка», с которой нам и предстояло прыгать уже через пару дней.

Признаться на этой укладке мандраж был едва ли не больше чем пред прыжком. Я тогда укладывал парашют второй раз в жизни и хоть все было сто раз проверено, и перепроверено, но чувствовал себя как сапер обезвреживающий первую в своей жизни бомбу. Которая запросто могла бы стать и последней, да…

Прыгать мы должны были под Гатчиной. Есть там в селе Никольское небольшой аэродром, а поля вокруг идеально подходят под дроп-зону. Первой ошибкой было то что прыгать нам предстояло не в тот же день, а на следующий. Не знаю чем думало руководство, но собрать на ночь в одном бараке несколько десятков 18 летних парней без какого то особого надзора… Было не самой умной идеей. Разумеется «у нас с собой было», как минимум по литру на нос, так что в ту ночь все напились в сопли и наутро выглядели весьма и весьма уныло. Хвала моему тогда еще молодому организму и тому что я методом проб и ошибок уже успел понять что пить я нихрена не умею, так что в ночной попойке участие принимал чисто символическое, чему наградой на утро были относительно свежая голова и не трясущиеся руки.

Получив живительных пропиздонов от подъехавшего начальства, мы быстренько привели себя в божеский вид и похватав сумки с куполами потопали в поле. Прыгать нам предстояло однако не с АН-2, несколько которых стояло на аэродроме, а со специально пригнанного из Пскова МИ-8. Нацепив ранцы и застегнувшись мы построились «по ранжиру, весу, жиру». Еще одна последняя проверка зачековки ранца и прибора, и первая партия пошла, пригибаясь к земле и опасливо поглядывая на молотящие над головой с жутким звуком лопасти винта.

Ми-8, это вам не ИЛ-76, в него влезает одновременно от силы десяток человек (внутри был еще установлен дополнительный топливный бак, что снижало полезное пространство), так что своей очереди мне пришлось ждать довольно долго, а стоять в строю согнувшись в позу буквы «Зю» (выпрямиться не дают туго застегнутые ножные обхваты) — то еще удовольствие.

Наконец мои мучения закончились. Борт выбросив очередную партию пошел на посадку, те кто уже прыгнул по разу тем временем расстелили парашютные столы и уже укладывали купола для следующего прыжка (по программе было положено три на разряд), а моя партия посеменила затекшими ногами к вертолету.

Место мне досталось самое удачное — в первых рядах, прямо у самой рампы. Признаться до этого момента я даже толком не понимал во что ввязываюсь, страха как такового не было, так… легкий мандраж, азарт и адреналин смешанный с интересом, но когда гул раскручиваемого над головой движка усилился, а вертолет качнулся и медленно пошел вверх…

Сердце мое провалилось куда то вниз, со скоростью удаляющейся из под ног земли. Кажется я даже забыл как дышать. Вертушка набирала высоту по спирали, кружась над дроп-зоной, которая сверху уже была похожа на гугл-карты вживую, а я сидел у самого края, отделенный от бездны лишь хлипкой калиткой рампы и в голове молоточками стучала только одна мысль — что мне придется сейчас шагнуть ТУДА.

Наконец высота была набрана. Включился «светофор», резкий бьющий по ушам звуковой сигнал и хлопок выпускающего по плечу. Сидел я у самого края, значит и выходить мне было первому. Быстро посмотреть через плечо — пристегнута ли стабилка? Сгруппироваться, левая нога вперед, правая опорная чуть согнута, правая рука на кольце основного парашюта, левая на запасном.

В первую секунду мне показалось что я в полете увидел собственную задницу. Поток воздуха от винта швырнул меня вниз, ни с чем не сравнимое ощущение свободного падения опьяняло почище любого алкоголя, но рефлексы вбитые на занятиях сработали четко.

«501, 502, 503, кольцо!» Я не стал дожидаться срабатывания прибора и рванул кольцо, зафиксированное для надежности на запястье резинкой. Стабилизирующий парашют рванул купол вверх, вытягивая его из ранца. «504, 505, купол». Выпрямился, ухватившись за стропы и как учили осмотрелся, дабы убедиться что тот раскрылся правильно и в меня никто не летит, но тут меня ждал сюрприз.

Небо было пустым.

«В смысле?» — Подумал я, вертясь в подвесной системе и озираясь на все 360 градусов. Но нет. Небо было совершенно пустым. Ни десятка куполов, которые должны были быть прямо за мной, ни вертолета в небе не было. Вообще.

К счастью место посадки с высоты было видно как на ладони и ориентируясь по «колдуну» я в меру сил (а управляется Д-6 чуть лучше чем никак), начал рулить к копошашимся на земле словно муравьи людям. Кидали нас тогда метров с 800, так что до земли лететь было не очень долго. Вокруг никого не было, так что не боясь показаться идиотом я даже начал от восторга орать какую то песню, пока летел. Приземление было не самым мягким, но уроки пошли впрок — сгруппировавшись и встретив землю я сразу, как учили, завалился набок и принялся гасить купол, сматывая стропы под себя. Самое сложное при приземлении было определить расстояние до земли, вроде далеко, далеко, а вдруг бац — и она уже набегает на тебя словно локомотив…

Смотав по быстрому стропы «косичкой» и затолкав парашют в сумку, я взвалил ее на хребет и пыхтя потопал к месту сбора, все же приземлился я довольно далеко, с полкилометра пришлось топать на своих двоих. По приходу и отчету на мой немой вопрос — «какого хрена?» читающийся во взгляде, руководитель прыжков только усмехнулся.

«Повезло тебе — Говорит, — Сразу как ты вышел у пилотов аварийная лампочка загорелась, десантирование тут же прекратили и ушли на аварийную посадку. Но ты не переживай, разряд мы тебе все равно выпишем, а в армии потом еще напрыгаешься от души…»

Вот так вот с воздушной техникой отношения у меня как то сразу не заладились. И хоть впоследствии я и «напрыгался от души» как мне было обещано, с вертолетами у меня еще случалась пара забавных и не очень эксцессов.

Но это уже совсем другая история.

Минимальные требования для получения 3 разряда в парашютном спорте

Возросшая популярность и доступность парашютного спорта рождает желание у любителей прыжков с парашютом получить спортивные звания.

На форумах в Интернете утверждают, что получить значок 3 разряда достаточно просто. Для этого необходимо совершить три самостоятельных прыжка.

На самом деле не все так просто. Для получения любого разряда и звания, и классический парашютный спорт не исключение, необходимо удовлетворять разрядным нормам и требованиям. Чтобы получить звание или разряд в парашютном спорте необходимо выполнить определенное количество:

  • прыжков с учетом точности приземления, все прыжки по программе индивидуальной точности, норматив устанавливается по среднему отклонению от зачетного круга
  • прыжков с выполнением фигур в свободном падении, все прыжки по программе индивидуальной акробатики, норматив устанавливается по времени выполнения комплекса

Действительно, для получения третьего разряда достаточно произвести три прыжка. Однако, хотя бы один их них должен совершаться на соревнованиях и зачетная классификационная книжка спортсмена должна содержать запись об этом факте со ссылкой на протокол соревнования. Спортивные разряды и звания присваиваются с 15 лет. Особые требования выдвигаются к составу судейской коллегии. Если для присуждения 1 разряда среди судейства должны присутствовать хотя бы 2 судьи республиканской категории, то для 3 разряда такие требования отсутствуют.

Поэтому, на практике присуждение 3 разряда по парашютному спорту может выглядеть упрощенно. Вначале среди участников аэроклуба производятся прыжки, а потом оформляется протокол внутриклубных соревнований, по результатам которого и присуждаются разряды.

Парашютный спорт

Одним из необыкновенных и экстремальных видов спорта является парашютизм. Этот экстремальный вид спорта задействует не только тело человека, но и его эмоции. Кто-то благодаря этому спорту старается найти себя, другие пытаются самоутвердиться, для третьих это увлекательный вид отдыха и отличное время провождение.

В парашютный спорт идут люди самого разного возраста, с абсолютно непохожими убеждениями и жизненными целями. Их объединяет любовь к прыжкам, к ощущению абсолютной свободы в воздухе. Те, кто хоть один раз попробовал прыгнуть с парашютом, непременно возвращаются и прыгают еще раз. Желанием каждого из них является вновь испытать чувство полёта.

Многие люди, не представляющие жизнь без риска, останавливают свой выбор именно на парашютном спорте, поскольку он более безопасен, чем стритрейсинг, бэйсджампинг или, например, альпинизм.

Во время прыжка с парашютом у любого человека усиленно вырабатывается адреналин, который буквально выбрасывается в кровь. С целью постоянного увеличения этого выброса, парашютисты в полной мере наслаждаются этим спортом, осуществляя прыжки не только с малых и больших высот, но и, вертолётов, исполняют в воздухе сложнейшие акробатические элементы.

Заниматься парашютным спортом можно, начиная с 15 лет (в редких случаях с 14 лет). Самые распространённые виды парашютного спорта — прыжки на точность приземления и воздушная акробатика. Прыжки на проработку точности приземления осуществляются с высоты 1200м. Воздушная акробатика требует большей высоты отделения спортсмена от самолета. Обычно это 2500 метров. Полёт спортсмена с нераскрытым парашютом длится 35 секунд. В течение 15 секунд спортсмену необходимо набрать максимальную скорость и исполнить шесть акробатических фигур.

Одной из самых популярных дисциплин парашютного спорта на сегодняшний день является групповая воздушная аэробика. Суть ее заключается в том, что группа спортсменов во время свободного полета должна построить в воздухе различные фигуры. Спортсмены должны приблизиться в полете друг к другу и соединиться, ухватившись за специальные петли на костюмах. На заре воздушной акробатики фигуры были максимально простые, но последние технические достижения делают их все сложнее и сложнее. Постепенно увеличивается высота прыжка и время свободного падения.

Именно по этой дисциплине были созданы соревновательные программы и стали проводить национальные соревнования, международные и мировые чемпионаты.

В парашютном спорте можно добиться большого мастерства. Каждая ступень отмечается определенным спортивным разрядом. Первая ступенька в воздушной иерархии — это разряд. Его можно получить, если занять первое-третье на многоборье городского или областного уровня. Еще один путь — выполнить спортивный норматив для 1, 2 или 3 разряда.

Следующий этап — кандидат в мастера спорта (КМС). Им становятся победители и призеры чемпионата России среди молодежи или победители региональных, кубковых соревнований или чемпионатов военных округов.

Мастерами спорта автоматически становятся все спортсмены, сумевшие занять 1, 2 и 3 место в первенстве России, первенстве Вооруженных сил или Кубке СНГ (парашютное многоборье).

Высшая квалификация в российском парашютном спорте — мастер спорта международного класса. Чтобы добиться этого статуса, спортсмен должен быть как минимум призером Кубка мира или соревнований международного уровня.

Впрочем, многим парашютистам хочется именно прыгать, и совсем не обязательно добиваться званий и наград, хотя это и крайне приятно. Такие энтузиасты парашютного спорта без устали выдумывают новые формы и разновидности любимого занятия. Например, совсем недавно нашлись те, кто совместил страйкбол с парашютизмом. 2 октября 2010 года во время большой страйкбольной игры на подмосковном полигоне у села Улитино впервые в истории экстремального спорта состоялся воздушный десант страйкболистов. Группа энтузиастов совершила воздушный прыжок со страйкбольным оружием и спецснаряжением. Их пример еще раз подчеркивает, что для увлеченных и активных людей, искреннее влюбленных в спорт, нет препятствий.

Парашютист – это в первую очередь бесстрашный романтик и покоритель неба, а потом уже матерящееся быдло.

Дальше будет с матом, иначе не интересно, девочки не читайте(читайте конечно).

Текст для ненормальных, кто хочет прыгнуть с парашютом и выбирает между самостоятельным десантным прыжком и тандемом. Почему ненормальных? А потому что нормальные люди из исправного самолета не выпрыгивают!

Итак, тандем, тандемчик! Ты приезжаешь на дропзону, причем не один скорее всего, а с группой поддержки. Тебя одевают в красивый гламурный комбинезон и учат как согнуть ножки и отклонять голову на плечико инструктору. С тобой все крайне ласковы и нежны! Ты хороший клиент, тебе реально рады, с тобой все носятся как с курочкой которая несет золотые яички (посмотрите цены на тандемы и поймете почему).

Тебя фоткают, застегивают в подвесочку и за ручку ведут в самолет. В самолете ты успеваешь о#уеть что изнутри он примерно как маршрутка, но рядом мужественные парашютисты с прищуром в улыбке, хлопают тебя по плечу и все улыбаются и ты заряжаешься атмосферой всеобщей храбрости. Тут первый раз открывается дверь и ты реально о#уеваешь от того что творится за ней! В это время люди с хихиканием начинают выходить в это дверь со звуком «фшшшш» и пропадают. Но тебя инструктор сажает к себе на коленки, успокаивает и шепчет в ушко. И знаете, вот, я мужик и я был рад, что сижу на коленях у мужика в тот момент! Никакого гейства! О чем вы, там людей натурально ЖРЁТ дверь за которой ничего нет кроме ревущей пустоты! Твой тандем-мастер для тебя отец, мать, друг, бог и спаситель, хоспадисуси, это твой единственный в мире важный человек. И хочется не вставать с его коленочек вообще. Как-то поспокойнее там. Да и вообще, ты понимаешь что уже налетался и на этом можно заканчивать.

Тут загорается противная лампочка, вы встаете, твой инструктор просит задрать тебя голову вверх и поджать ножки назад. Провисая безвольной пиявкой ты пытаешься осознать какого хрена ты оказался в этом самолете, не успеваешь ничего подумать и вот мгновение лютого ужаса, переходящее в неимоверный восторг. Ты видишь то, что никогда в жизни не видел. Ты часть вселенной, ты все и ничего одновременно, ты точка в пространстве, но ты часть природы и этого пространства. От любви к природе и космосу ты забываешь как дышать. В это время твой инструктор хлопает тебя по плечику и ты такой машешь ручками, делаешь пальчиками сердечки в камеру, показываешь большой палец и всякие крутые жесты. Потом происходит какая-то #уета, тебя тащит обратно вверх в небо, а потом ты висишь и молишься чтобы вдруг не наскучить своему тандем-мастеру и он раздасованно тебя не отцепил от себя.

Далее идет красивый торжественный полет и приземление на жопку, да так мягко как будто просто на машине переехал лежачего полицейского. Вот тут начинается момент славы, твоя группа поддержки восхищается тобой, в инстаграммах сыпятся лайки, ты начинаешь употреблять фразы типа «мы, парашютисты» или «когда я крайний раз был в небе» или даже «створ» и «фрифлай». Все счастливы, мужественны и о#уитительны.

А теперь расскажу про самостоятельный десантный прыжок. Тут ты уже самостоятельный мальчик и по идее(по идее) должен понимать на что ты идешь. И это НИ#УЯ не аттракцион! Все начинается с настоящего инструктажа, где часа 4 тебе рассказывают все способы, которыми ты можешь помереть сегодня и все методы которыми ты, возможно, сломаешь ноги. Если ты не служил в армии, то тебе кажется , что инструкторы смотрят на тебя как на говно. Если ты служил, то ты понимаешь, что этот парень-инструктор, который на тебя немножко орёт и заставляет по 30 раз прыгать в грязь с тумбы и по 20 раз орать «521,522,523, купол» или «взгляд, левая рука кольцо вперед и вбок выбросил, прижал, правая рука в сторону», этот человек твой лучший друг. Если бы он мне сказал раздеться и побежать голым к автостраде, то я бы так и сделал. Потому что шуток тут нет, веселья особо тоже. Это десантный прыжок задача которого доставить подготовленного(это важное условие) бойца на землю достаточно быстро, чтобы его не продырявили ПВО, но не так прям быстро, чтобы он разбился от удара об землю.

Мне очень понравилось обучение, ребята из ДОСААФ реально толковые о#уенные специалисты, поклон им низкий аж лбом об пол можно стукнуться и не стыдно будет. Я очень много за сегодня узнал.

Ну, потом вас с шуточками да прибауточками наряжают в десантные системы, сто раз перепроверяют и как овец загружают в самолет.

В самолете царит атмосфера тихого ужаса, бледные, о#уевшие люди вдруг понимают что не очень-то и хотелось. Это самолет страха. Он восхитителен и чист в своем эмоциональном фоне!

Лично я уже на этапе подготовки судорожно начал вспоминать что я тут делаю и почему я стою такой нарядный и в двадцатый раз слушаю перечень своих будущих возможных травм. Вообще, в частном моем случае почти все ребята были служившие, толковые и хоть и сидели бледные, но не паниковали и ржали друг над другом. Респект, парни, без вас было бы сложнее!

Потом гундосит противная лампочка, ты встаешь, «Пошёл!», хуяришь вперед отчаянно как только можешь и тут наступает чистое осознание того, что ты делаешь и что происходит. Ты немного падаешь вниз в каком-то ревущем ярком аду и орешь(взволнованно, но без паники) «пицотдвац адин, пицотдвацдва, пицотдвацтри, купол», задираешь голову и видишь БОЖЕСТВЕННЫЙ, прекрасный, идеальный купол парашюта, а вокруг царит тишина. Даже не тишина, а тишиииинаааа и покой. Отключаешь запаску и начинаешь радостно улюлюкать, машешь своим товарищам ручкой, хохочешь, пытаешься выполнять скольжение и вообще не боишься. Это прекрасный момент, он действительно прекрасен, чист и наполнен умиротворением.

После чего ты видишь как ребят, кто вышли раньше тебя, начинает колошматить об землю, колошматить, е#ашить и шмякать. Они почему-то очень резко приземляются, а один даже отскакивает от матушки-Земли так, что у него ноги задираются выше головы. И ты даже успеваешь побеспокоиться за братишечек, примерно секунды на 4. После чего осознаешь, что вот и твоя очередь пришла. Никакой паники и даже страха, но глобальное чувство ответственности.

Ответственность не прое#ать самый важный момент, ответственность не подвести инструкторов, не разбиться и в идеале (ну, желательно) не сломать ноги. Лично я не стеснялся и вслух сам себе кричал: ступни вместе сжали, колени сжали, ступни в параллель земле, колени подсогнули, смотрим в горизонт. Потом Земля резко бросается на тебя, удар, группировка, перекат и ты радостно думаешь «жив!» и даже вроде ноги не сломаны!!

Но рано радоваться, тут тебя задорно тащит по полю, ты жрешь землю, каких-то мух и полезную грязь с гарниром из полевых трав. Лично я хохотал в это время и орал ветру «стой!». Метров через 20 смог загасить купол и в полном восторге начал собирать милый любимый красивый обожаемый парашют.

Я в полном восторге от десантного прыжка. Но уверенно говорю: это занятие не для всех. Да скорее всего вообще почти ни для кого, кроме поехавших спортсменов и экстремалов. Если ты не занимаешься спортом, у тебя не укрепленные связки ног, ты не уверен, что не сможешь без паники действовать в критической ситуации, то оно не надо тебе, честное слово. Земля реально больно дерется, это реально травмаопасно. Но, е#аеть-колотить, как это было о#уенно лично для меня.

Я счастлив по настоящему.

После выполнения упражнения, мне занесли прыжок в парашютную книжку, поставили все печати и подтвердили, что я теперь НАСТОЯЩИЙ парашютист. Тандем и аэротруба это очень хорошо, конечно же, но «настоящим» ты становишься только после того как САМ делаешь этот шаг в ревущий поток атмосферы и понимаешь как это прекрасно и красиво.

У Лисова был уже большой опыт прыжков со знаменитого тогда тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Однажды ему предстояло прыгнуть с левого крыла самолета. Это было наиболее сложно. Судите сами: парашютист выходил из самолета в дверь на правое крыло и, держась крепко за наружные поручни, двигался вдоль фюзеляжа к моторам, потом, держась за веревку, взбирался на верхнюю часть фюзеляжа, осторожно спускался на левое крыло и, держась за веревку, протянутую по крылу, полз на свое место. Все это на большой высоте, при встречном воздушном потоке, который старается сбросить смельчака в бездну.

Иван Иванович благополучно выполнил этот поистине цирковой номер и улегся на гофрированную поверхность крыла, дожидаясь, когда штурман самолета подаст сигнал к прыжку. Он хотел прыгнуть красиво, лихо и, когда штурман подал сигнал, мгновенно вскочил и побежал вдоль крыла. Но на половине пути поскользнулся и сорвался. На какой-то миг он зацепился стволом пулемета за край крыла, потом его ударило, перевернуло. Купол парашюта произвольно вырвался из ранца и обмотался вокруг десантника. Левая рука его оказалась вывернутой за спину и привязанной к телу, шелк купола закрывал лицо, голову и мешал открыть запасной парашют. Но правая рука и запасной парашют были свободны. Лисов не потерял присутствия духа. Он достал складной нож, открыл его зубами и полоснул раздуваемый ветром шелк. Потом с трудом освободил левую руку, расширил отверстие, просунул в него голову и увидел стремительно приближающуюся землю. Иван Иванович вырвал кольцо запасного парашюта и с силой выбросил его купол в разрезанное отверстие. Парашют открылся, и в тот же момент его сильно ударило по голове — пулемет-то в нужное положение он не привел.

«…Командир батальона на разборе прыжков, — вспоминает Иван Иванович, — сделал мне выговор за ненужное и ничем не оправданное лихачество. Попало мне и моему инструктору от комбата вполне заслуженно и запомнилось на всю жизнь».

С тех пор молодой десантник всегда строго соблюдал дисциплину, а смелость сочетал с осмотрительностью и точным расчетом. Впоследствии эти качества он с успехом прививал своим подчиненным.

Иван Иванович не только умелый воспитатель «крылатых пехотинцев», но и горячий поклонник парашютизма, его пропагандист. О парашютизме, о парашютном спорте и воздушных десантниках им написаны увлекательные книги, по его сценариям поставлены полезные и захватывающие фильмы.

В 1961 году десантники впервые в истории советского парашютного спорта стали абсолютными чемпионами Советского Союза, обладателями почетного приза — серебряного кубка ЦК ДОСААФ.

С тех пор воины-десантники не раз успешно соревновались с лучшими спортсменами-парашютистами. Неоднократно десантники выигрывали первенство Вооруженных Сил у сильнейших спортсменов.

Парашютисты говорят, что их спорт ближе всех других видов авиационного спорта стоит к космосу. С этим нельзя не согласиться. Действительно, парашютный спорт — это спорт космического века, и он завоевывает все большую и большую популярность не только среди молодежи нашей страны, но и во многих странах мира.

Вот несколько имен спортсменов-парашютистов воздушно-десантных войск: А. Киселева, Г. Семенова, В. Борушевская, В. Закорецкая, Г. Бахчирина. Светлана Власова, многократная чемпионка мира и Советского Союза, мастер спорта СССР. Обладательница более 20 золотых медалей. Ее спортивная биография началась в Витебском аэроклубе ДОСААФ, в армию Светлана пришла с первым спортивным разрядом и имела немногим более 300 прыжков.

У Валентина Кудреватых, неоднократного рекордсмена мира и Советского Союза, мастера спорта СССР, большое количество прыжков. Он один из молодых тренеров ВДВ. Кудреватых успешно ведет за собой талантливых спортсменов-парашютистов, таких, как Ибрагим Фасхутдинов, Борис Прохоров, Александр Дударь, Владимир Пахомов и многих других.

Тренерами работают заслуженный мастер спорта Владимир Морозов, известные в стране и в армии мастера спорта и неоднократные рекордсмены мира и чемпионы Советского Союза Борис Коробко, Петр Островский, Вячеслав Крылов, Роберт Силин, Юрий Беленко, Владимир Бессонов, Юрий Мангелев и многие другие.

О высоком мастерстве армейских спортсменов говорит, например, такой факт: в декабре 1964 года ими установлено 26 мировых и 5 всесоюзных рекордов в прыжках с парашютом различного класса, завоевано 164 больших и малых золотых медали.

Вместе с мужчинами успешно выступают армейские девушки мастера спорта Антонина Кенсицкая, Нина Голдобина, Любовь Масич, Таисия Сухарева, Таня Дуганова, Галина Грудинина, Альбина Горшкова. Этот список бесстрашных спортсменок можно было бы еще значительно увеличить. Все они первоначальную парашютную подготовку получили в различных аэроклубах страны, а в армии еще больше развили свои способности, стали опытными мастерами парашютного спорта.

Летом 1965 года девушки установили восемь мировых рекордов в прыжках различного класса из стратосферы, 18 из них были награждены 39 золотыми медалями.

В декабре 1965 года на юге страны проводились большие соревнования парашютистов в честь XXIII съезда КПСС. Спортсмены-десантники в подарок съезду партии и Родине установили и улучшили 19 мировых рекордов, большинство из которых принадлежало спортсменам капиталистического мира. В награду за эти рекорды парашютисты получили 115 золотых медалей. Достойный подарок комсомольцев десантников!

СИЛА, ВЫНОСЛИВОСТЬ И МАСТЕРСТВО

На протяжении ряда лет работая парашютистом-испытателем, я в то же время занимался и парашютным спортом. Спортивные прыжки с парашютом дали мне опыт и навыки, помогающие проводить сложные испытания. При этом не меньше, чем прыжками с больших высот и с задержкой раскрытия парашюта, я увлекался прыжками на точность приземления.

Чтобы приземлиться в заранее заданном месте, спортсмен должен уметь хорошо управлять парашютом, быть сильным, смелым, выносливым и хладнокровным.

Управлять парашютом в воздухе научились не сразу. Было замечено, что на точность приземления парашютистов, совершающих групповой прыжок, влияет тот же «закон рассеивания», который действует при стрельбе или бомбометании. Так, при стрельбе из закрепленной в одном положении винтовки пули попадают в мишень не в одну и ту же точку, а ложатся в пределах какого-то эллипса. Так же и парашютисты, даже имея одинаковый вес и оставив самолет одновременно или по очереди над одной и той же точкой, при снижении разойдутся в стороны и приземлятся на некотором удалении друг от друга.

Кроме того, точность приземления парашютиста во многом зависит от правильности расчета прыжка. Существует несколько способов предварительных расчетов подобных прыжков.

Полет парашютиста в воздухе можно подразделить на два этапа: первый — до раскрытия парашюта, второй — после раскрытия. На первый этап полета парашютиста практически влияют элементы, легко поддающиеся учету: скорость самолета в момент отделения от него парашютиста и сила тяжести, сообщающая парашютисту вертикальную скорость. После же раскрытия купола траектория движения парашютиста будет главным образом зависеть от скорости и направления ветра. А эти величины быстро меняются и на разных высотах различны.

Чтобы рассчитать прыжок с парашютом на точность приземления, надо за полчаса до вылета получить данные о скорости и направлении ветра у земли, на высоте прыжка и на всех промежуточных высотах через каждые 100 метров. На основании этих данных расчет можно производить различными способами: среднеарифметическим, графическим и при помощи таблиц.

Однако даже самый точный расчет не гарантирует приземления в заранее назначенном месте: ветер на высотах часто меняется и делает расчеты неточными. Учитывая это, опытные парашютисты перестают быть пассивными «пассажирами» под шелковым куполом, отдающими себя во власть ветра. В творческих поисках управления парашютом в воздухе они выяснили, что подтягивание строп на половину их длины у парашютов круглой формы и на одну треть длины у парашютов квадратной формы уменьшает площадь сопротивления купола, а следовательно, увеличивает скорость снижения и, таким образом, несколько уменьшает снос.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *