Ритмическая гимнастика в детском саду

Ритмическая гимнастика в детском саду

Ритмическая гимнастика в детском саду

татьяна галасова
Ритмическая гимнастика в детском саду

«Ритмическая гимнастика

воспитывает те невидимые

способности, которые

управляются

взаимодействием

духа и тела».

С. Волконский.

Глава 1. Введение.

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений.

Движение – здоровье,

Движение – радость,

Движение – развитие.

Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физической культуре. Как сделать так, чтобы встреча физической культуры с очаровательными дошкольниками состоялась, и они приняли ее каждой клеточкой организма, чтобы эта встреча была для них необходимостью и радостью?

Одним из путей развития двигательной активности детей на физкультуре является

ритмическая гимнастика.

Считаем, что именно она поможет формировать у каждого ребенка привычку к здоровому образу жизни, именно она поможет воспитывать внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность. Все это помогает подготовить детишек к обучению в школе.

Глава 2. Место ритмической гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время ритмическая гимнастика – одно из самых популярных занятий физической культуры. Она открывает огромные возможности для гармонического и психического развития личности. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается радом отечественных и зарубежных исследователей.

Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Известно, что дети 3 – 7 лет отличаются подвижностью и грациозностью, у них развита способность к выразительным движениям.

Однако, как справедливо подчёркивал М. О. Гуревич, двигательное богатство детей этого возраста проявляется лишь при свободных движениях. Если же ребенка заставляют производить точные движения, то он быстро утомляется.

В преддошкольном возрасте легче всего формируется и должна быть сформирована привычка к физической культуре. Двигательная активность должна вызывать у ребенка мышечную радость. Само название «ритмическая гимнастика» — как вид двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе те же компоненты, которые, как нельзя лучше отвечают и другим особенностям дошкольного возраста. Праздничная и театрализованная обстановка, создаваемая на занятиях с помощью яркого колорита спортивной одежды и нарядных дополнений (ленточек, гетр, повязок, а также музыкальное сопровождение способствует эстетическому развитию детей, вызывают у них эмоциональный подъём, радостное чувство.

Таким образом, под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредотачиваться в каждый конкретный момент на том, что им предлагается, делают это легко и весело, без большого напряжения. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранности, что является важными предпосылками успешной учёбы в школе. Ритмическая гимнастика развивает бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность.

Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой – воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.

& 1. Значение ритмической гимнастики для всестороннего развития детей.

Занятия ритмической гимнастикой широко доступны: их можно проводить дома, в спортивном зале, на свежем воздухе.

Её можно сочетать с другими формами физической культуры – катанием на лыжах, бегом, плаванием, занятиями в тренажерном зале.

Если ритмическая гимнастика проводится в спортивном зале, то в нем предварительно делается влажная уборка и проветривание. Одежда детей – облегченная, на ногах матерчатые тапочки или махровые носки, гетры, чтобы ноги ребенка охладились. Инструктор одет в спортивную форму – так удобнее показывать упражнения, особенно из исходного положения лежа или сидя.

Каждый комплекс используется в течение 2-3 месяцев. Упражнения разучиваются на физкультурных занятиях, отдельные элементы на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр «Делай как я», «Зеркало».

Гимнастика для детей носит ярко выраженный игровой характер.

& 2. Организация занятий.

Для того чтобы грамотно и с максимальной пользой для здоровья детей составить комплексы ритмической гимнастики, необходимо помнить о возрастных особенностях детей в двигательном режиме, быстрой утомляемости одних и тех же упражнений. С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников включаются знакомые им общеразвивающие упражнения и упражнения динамического характера, такие как бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмические движения в сочетании с полуприсяданиями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.

Большое значение при организации занятий ритмической гимнастикой имеет врачебный контроль, который обеспечивает наши медицинские работники. Они определяют диагностику физического развития и физической подготовленности детей, следят за состоянием их здоровья, за переносимостью ими нагрузки. Все это необходимо для дифференцированного подхода к занятиям ритмической гимнастики.

&3. Использование музыки на занятиях ритмической гимнастики.

Успех занятий ритмической гимнастики во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения, так как музыка не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, она должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развивать координацию движений, слух, музыкальную память. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка. При этом можно использовать музыку из любимых мультфильмов, отдельные части эстрадных песен, понятных детям, а также произведения, рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с формой музыкального сопровождения, т. е. фразами, предложениями, периодами, частями.

& 4. Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.

Комплекс включает в себя три части:

— Вводная (5-10% от общего времени);

— Основная (80-85%)

— Заключительная(5-15 %).

В вводную часть входят, воздействующие на весь организм детей. Это упражнения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы, бега, но таких вариантов может быть не более 4. Затем следует общеразвивающее упражнение. Здесь достигается основная цель ритмической гимнастики – тренировка крупных мышц, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять движения под музыку.

В основной части следует серия упражнений различного характера, поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц или наклоны головы с пружинистыми приседаниями или ходьбой на месте без отрыва носков от пола. Выполняются эти движения из одного и того же исходного положения. Следующая серия — нагрузочная. Здесь даются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивание туловища, выпады, приседания. Эта серия проходит в быстром темпе. Особое внимание обращается на осанку детей.

Следующая серия партерная. Из исходного положения сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Эти упражнения выполняются в умеренном темпе, так как требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Эти упражнения можно взять в разделе «музыкально — ритмические движения» и «Программе обучения в детском саду». Особое внимание обращается на дыхание детей в этой серии. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Цель этих упражнений – обеспечить максимальный отдых детей за короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходного положения стоя, сидя. Используются также такие упражнения как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений: лежа на животе, стоя на коленях, Все эти упражнения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми глазами.

Музыка в этой серии тихая, мелодичная, например, «Море» из оперы «Садко», «Жаворонок» Глинки и другие, напоминающие детям что-то приятное. Можно использовать различные сопровождения: шелест листьев, шум прибоя, пение птиц, а также чтение отрывков и стихов: описание пейзажа.

При составлении комплексов нужно проявлять фантазию и творчество. Не ограничивать им названия, которые помогут детям осмыслить правильно характер движений. Кроме того комплексы можно составлять по единому содержанию или связывать с сезонами года, а именно «В осеннем парке», «На катке», «Кошкин дом».

При составлении комплексов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, условия детского сада, физическую подготовленность детей, учитывать постепенное нарастание нагрузки при проведении занятий. Некоторые комплексы могут быть использованы при проведении спортивных праздников, дней здоровья, утренников и т. д.

Общая продолжительность занятий для детей:

До 2 лет – 5-7 минут;

От 2 до 3 лет – 10 минут;

От 3 до 5 лет – 15 минут;

От 5 до 7 лет – 20 минут.

Литература

Бажева В. «Ритмическая гимнастика в детском саду» — журнал Д/в № 9, 1993 год, стр. 29.

Блудова Л. Н. «Авторская программа» — 1992,стр. 41.

Крашенинникова Г. А. «Методические рекомендации по проведению музыкально — ритмических движений с детьми дошкольного возраста», — Я., 1993.

Лисовская Т. С. «Ритмическая гимнастика в детском саду» — М., 1988, стр. 36.

«Гимнастика и танец», — М., 1988.

Шаританова И. Н., Иванова И. Н. «Занимайтесь ритмической гимнастикой» — М., 1988.

Веденеева В. «Будь молодой и грациозной», изд-во «Молодая гвардия», 1988.

Копорова Е. В. Методическое пособие по ритмике», изд-во 1963 г.

Лебедева Н. Т., Хухлаева Д. В., Лескова Г «Диагностика влияния ритмической гимнастики на состояние здоровья и физическое развитие».

Руднева «Ритмика – музыкальные движения», 1972.

Ритмическая гимнастика в ДОУ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТУДЕНТКА 63 ГРУППЫ ОЗО

Стахеева Ирина Витальевна

«Ритмическая гимнастика в ДОУ»

Контрольная работа

Научный руководитель

К.ф.н., доцент кафедры ТиМДО

Малыхина О.А.

Набережные Челны, 2009г.

Введение………………………………………………………………………….…3

Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………………4

Задачи ритмической гимнастики……………………………………………….…6

Формирование навыков на разных этапах обучения ( средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)…………………………………………….….7

Заключение…………………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………….…12

Введение

На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус.

Нынче большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. Она

относится к оздоровительным видам гимнастики. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.

Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Движение — это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Ученые, в результате медицинских исследований пришли к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается а здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность.

Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).

При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.

Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься ребенка физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови. Чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, где грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.

Задачи ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет решать следующие задачи:

· Формирование основ культуры движений

· Развитие основных физических качеств

· Выработка умений владеть телом, укрепление мышц

· Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения

· Повышение физической работоспособности

· Формирование красивой осанки

· Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой

· Совершенствование чувства ритма

Формирование навыков в средней группе

При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:

· Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.

· Музыкально – песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениями вызывать эмоциональный отклик.

· Необходимо исключить муштру – движения дети осваивают постепенно.

· Показ движений должен быть зеркальным.

· Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.

· В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.

· Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умения ориентироваться в пространстве (например, из положения стоя врассыпную собраться в стайку и вернуться на своим места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо-влево).

· Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, распределять его и расширять объем внимания (например, принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).

· Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Формирование навыков в старшей группе

Работа я с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:

· Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.

· Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.

· Дети уже могут заставить себя преодолевать трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознано выполнять задания на перемещения в пространстве.

· В движениях дети познают свое тело, его возможности.

· Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятий ритмической гимнастикой, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; развивать предметную ловкость путем использования различных предметов (шляпы, пистолеты, пружинки и т.д.); знакомить с различными жанрами музыка и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.

Формирование навыков в подготовительной группе

Дети подготовительной к школе группы (6 – 7 лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения. Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваясь его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение не получается.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснять ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятия ритмической гимнастике педагог должен ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации (сложные акробатические элементы — мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, повороты и т.д.), обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.

Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.

Подбор композиций осуществляется дифференцированно для девочек и мальчиков. Это необходимо для развития у девочек элегантности, грациозности, пластичности, элегантности, а у мальчиков – мужественности, быстроты, силы (девочки выступают с веерами, шарфами, мальчики – с гитарами, гимнастическими палками и т.д.)

Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения своего тела, уверенности в себе, но главное – привьет любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, даст возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связанных с движениями.

Заключение

Ребенку с рождения присуще двигаться. В беге, плавании, прыжках он удовлетворяет естественную потребность в движении, хотя и не осознает значения этой деятельности. Физкультурно – оздоровительные занятия должны развивать детей физически, приучать их к осознанному выполнению физических упражнений, формировать у них представление о здоровом образе жизни. Все эти задачи помогает решать ритмическая гимнастика.

Список использованной литературы

1. Сказочный театр ритмической гимнастики // Дошк. воспитание. – 2004. — № 5 – С. 36 – 37

2. Ритмическая гимнастика // Дошк. воспитание. – 2008. – № 10 –

Методическая разработка «Ритмическая гимнастика на зарядке»

Главатских Анна Николаевна

Введение

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели» (Жак Далькроз).

Ритмическая гимнастика — это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.

Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой с полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделять отдельные этапы.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.

Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи, Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

— повышать эмоциональный настрой детей;

— воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

— формировать двигательную культуру;

— способствовать формированию правильной осанки;

— повышать физическую работоспособность;

— развивать основные физические качества;

— совершенствовать чувство ритма, музыкальность.

Решение этих задач всецело на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

Историю ритмической гимнастики, пожалуй, можно было бы начать со времён, когда первобытные люди совершали свои ритуальные пляски, сопровождая их пением, потряхиванием бамбуковыми палками, погремушками из костей или барабаном. Танец имел обязательный смысл, который пересказывался с помощью элементов пантомимы и подражания. Выразительность жестов, пластики и музыкальных ритмов была понятна всем. Это было способом выражения мыслей и переполнявших человека эмоций посредством движения, возможностью вымолить у неведомых сил спасение от непогоды, щедрый урожай и богатую охоту. Процесс труда определял ритм движений. В свою очередь ритмичные движения породили пляску, которая стала одним из наиболее ранних проявлений общечеловеческой культуры.

Как день встретишь, так его и проведёшь. Человек, который начинает день с утренней гимнастики, всегда бодр и весел. Этот положительный заряд даёт нам возможность максимально воспользоваться своими силами.

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре выбирает для себя сам. Это могут быть различного вида общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, в движении и т.д.), утренние пробежки, использование ОРУ и пробежек в комплексе, ритмическая гимнастика, «зверобика» и т.д. Но для меня ближе оказалась ритмическая гимнастика. Т.к. это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности.

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений, а также разнообразная, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание, добиться лучшего качества движения.

Основу утренней ритмической гимнастики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения, позволяющие выразить настроение музыкальных произведений. Эти движения могут быть из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, танцев народов мира, аэробики.

Аналитическая часть

Цель проекта заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развитию слуха, эмоциональности по средствам использования ритмической гимнастики, как формы организации утренней гимнастики.

Методическая разработка позволяет решать следующие задачи:

· Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки;

· Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

· Формирование двигательных и танцевальных навыков;

· Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

Работу должна начинаться с изучения и подбора литературы . Далее -подбираются музыкальные композиции. На основе уже готового музыкального материала разрабатываются комплексы ритмической гимнастики. Основная цель занятий ритмической гимнастикой состоит не только в том, чтобы развить определённые физические качества у занимающихся, но и сделать занятия интересными привлекательными и доступными. При этом нужно учитывать психологические особенности детей, уровень их физической подготовленности, интересы.

Опираясь на методику проведения типовой утренней гимнастики, ритмическая гимнастика была структурирована на вводную, основную и заключительную части. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального воздействия: движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом. В водную часть я включила простые движения с различного вида наклонами, поворотами, ходьбу, прыжки, покачивания и т.д. Основная часть составила уже готовые танцевальные связки, но очень простые и повторяющиеся. Они так же чередуется с дыхательными упражнениями и ходьбой. Темп подобранных танцевальных движений тоже меняется. Большое значение уделяю физической реакции детей в основной части гимнастики и могу поменять некоторые движения детей, если замечены признаки усталости. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Как правило, к 4-5-му занятию дети хорошо запоминают упражнения и их последовательность в комплексе. В заключительной части использую спокойные, плавные движения, также элементы дыхательной гимнастики, самомассажа.

Практическая часть

Методика проведения ритмической гимнастики в детском саду

Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.

При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:

· Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.

· Музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.

· Показ движений должен быть зеркальным.

· Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.

· В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.

· Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве (например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо-влево).

· Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания (например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).

· Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:

· Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.

· Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.

· Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.

· В движениях дети познают свое тело, его возможности.

· Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятия ритмической гимнастики, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; развивать предметную ловкость путем использования различных предметов (шляпы, пистолеты, пружинки и т.д.); знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.

Дети подготовительной к школе группы (6 – 7лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.

Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно! У детей формируется объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваться его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движения получается.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятий по ритмической гимнастике мы должны ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации (сложные акробатические элементы – мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, прыжковые связки, повороты и т.д.), обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.

Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.

Вся работа проводится в два этапа.

1.Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятие задач.

Длительность комплекса определяется прежде всего в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% для основной и 10% для заключительной. Необходимо конкретизировать содержание основной части комплекса – количество серий бега и прыжков, их длительность, соотношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.

При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:

· Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;

· Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;

· Нагрузка должна возрастать постепенно;

· Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.

Последовательность упражнений, выполняемых в основной части комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зарекомендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног.

Последовательность упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе косых мышц.

Далее осуществляется подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника и исполнителю, и ведущему, эмоционально оформляет занятие, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которое обеспечиваются подбором соответствующих произведений и их умений варьировать – в соответствии с возрастными особенностями детей.

2.Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнить. Для этого используется наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требование к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанементы, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.

Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.

Эффективное воздействие упражнений на детский организм возможно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастики как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

В занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания правильного навыка необходимо многократное повторение движения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение медленно, сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание – не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности детей, например координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «подработка» в этом отношении возможна и в процессе выполнения всего комплекса в нужном темпе при должной нагрузке. Если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы детей снижается.

Заключение

Условия наиболее эффективной реализации методической разработки:

-тесная работа с родителями: проводятся различные физкультурные мероприятия, на которых, в качестве музыкальной паузы, все выполняют ритмическую гимнастику.

-взаимодействие с воспитателями групп к занятию подключаются воспитатели: помогают детям расположиться на площадке, чтобы никто не мешал друг другу; смотрят за выполнением всех заданий; сами также выполняют движения. С воспитателями в течение всего года проводится работа, по заранее подготовленному плану, проводятся беседы о значении физического воспитания дошкольников, готовятся папки-передвижки на темы: «Плоскостопие», «Игры, которые лечат», «Гимнастика после дневного сна» и т.д.

-наличие необходимого оборудования и условий для занятий ритмической гимнастикой (просторное помещение с доступом свежего воздуха и возможностью регулярного проветривания).

Дети проявляют огромный интерес к таким занятиям. Мгновенно реагируют на первые звуки включившейся музыки и бегут на место проведения такой зарядки.

В результате включения ритмической гимнастики в оздоровительный процесс по результатам медицинского мониторинга выяснилось, что значительно снизилось количество инфекционных заболеваний и заболеваний дыхательных путей.

Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы. Во-первых, сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки. В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности. В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился. Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

Ещё хотелось бы отметить благоприятные перемены в работе с родителями. Считаю, что одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми. Также сказываются полученные навыки при постановке танцев для различных утренников, городских мероприятий. Дети с лёгкостью улавливают мелодию, ритм и движения.

И в заключении хочется добавить, что самое главное в нашей работе включить всю фантазию и работать с детьми с полной отдачей, тогда результаты будут видны в самое ближайшее время. Я не придумала ничего нового, лишь обобщила уже накопленный опыт.

Таким образом ритмическая гимнастика — необходимый и действенный элемент оздоровительной системы детского сада. В дальнейшем считаю необходимым продолжить данную работу не только на утренней гимнастике, но и на занятиях, учитывая гендерные особенности детей.

Приложение

Комплекс утренней ритмической гимнастики.

I. Вводная часть (под медленную музыку)

1. Стоя ноги врозь руки внизу, сделать глубокий вдох и поднять руки вверх; на выдох опуститься на полную стопу, руки через стороны вниз.

2. Наклоны головы вправо/влево. Круговые вращения под музыку.

3. Руки согнуть в локтях, поднять вверх, опустить вниз.

4. Выпады вправо/влево с руками поднятыми вверх и согнутыми в локтях.

5. Круговые вращения в тазобедренном суставе вправо/влево.

6. Ноги в III позиции, руки внизу. 1-подняться на носки, руки вверх; 2-руки вниз, опуститься в присед.

7. Сед ноги вместе, упор сзади. 1-сгибание коленей, носки натянуть, 2- выпрямить ноги.

8. Исходное положение то же. 1-4 – махи прямыми ногами поочередно, 5-8 – сед ноги врозь, потянулись вперед.

II. Основная часть.

а) 1-ый куплет: выносим правую руку вперед; потом её назад; круговое вращение в локтевом суставе; сложить ладони вместе, сделать змейку, поднимая руки вверх; поворот вокруг себя; шаги на месте.

Припев: выпад вперед, кричим: «О-о». (3 раза); 4 хлопка в ладоши; поочередное выбрасывание рук вверх (3 раза).

2-ой куплет: то же левой рукой

3-ий куплет: то же правой ногой

4-й куплет: то же левой ногой

5-й куплет: то же прыжками на обеих ногах.

Припев: присели. Из приседа делаем выпрыгивание вверх, кричим: «О-о»; 4 хлопка в ладони; поочередное выбрасывание рук вверх (3 раза).

б) Проигрыш: шаги на месте; выпад вправо с хлопками внизу чередуется с выпадом влево с хлопками вверху (4 раза); выпад вправо с выбросом прямых рук вверх чередуется с выпадом влево с выбросом прямых рук вниз (4 раза).

1-ый куплет: вытянуть правую руку вперед, на нее положить другую руку; поднести обе руки к груди, сделать круговое вращение головой; поочередно убрать руки за голову, скрестно на талию, убрать за поясницу, круговое вращение в тазобедренном суставе. Повторять еще раз начиная с левой руки.

Припев: приставной шаг вперед, руки вверх, кистями сделать «фонарики»; приставной шаг назад, руки вниз, кисти продолжают вращения (8 раз). Левая рука согнута в локте перед собой, правая на поясе: 1-2 – рывок вверх-вниз, 3-4 – в сторону, 5-7 – волна этой же рукой, 8 – хлопок в ладоши с соседом; 9-16 – то же другой рукой. Все повторить (2 раза).

Проигрыш: поднимаясь на носки, руками обрисовать круг (4 раза). Далее движения первого проигрыша.

2-ой куплет: повтор 1-го куплета

припев: повторяется.

III. Заключительная часть.

1. Дыхательные упражнения. И релакс прописать

Будь внимательным

Комплекс ритмической гимнастики №1 06.04.2013 8832 0

Комплекс ритмической гимнастики №1

Сюрприз. И. п.: о. с. 2 притопа правой ногой с одновременными двумя хлопками перед собой, 2 приставных боковых шага вправо. То же влево. То же с хлопком впереди и сзади себя. То же с заменой хлопков вращательными движениями кистей рук перед грудью («как заводим мотор»). То же с движениями рук вперед (2 раза) и вверх в стороны.

Наклонись. И. п.: встать, руки на поясе. 1- наклон вправо, руки вверх, правая нога на носок вправо; 2- и. п. Тоже влево.

Поймай снежинку. И. п.: то же. 1- поднять согнутую в колене правую ногу с поворотом вправо, хлопок перед собой; 2- и. п. То же влево.

Стрельба из лука. И. п.: о. с. 1-4 – шага вперед, начиная с правой ноги, руки согнуты в локтях, кисти рук у головы выполняют вращения влево-вправо; 5-8 – левая прямая рука в стороне – впереди, а правая рука выполняет 3 сгибания и отведения назад к плечу. То же в обратном направлении.

Пингвин. И. п.: встать, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- наклон вперед, руками достать пол; 2- руки назад, прогнуться в наклон.

Успей поменять. И. п.то же. 1- прыжком правую согнутую в колене ногу вперед, левую прямую ногу назад; 2- и. п. То же с другой ноги.

Придумай танец. Импровизация под музыку.

Ноги опускай и подымай. И. п.: сесть, наклонившись вперед, руки на носках ног. 1-2 – переход в положение лежа с упором на предплечье, прямые ноги поднять вперед и вверх; 3-4 – и. п.

Бычок. И. п.: встать на колени с упором на руки впереди. Поворот на ногах и руках вокруг себя вправо, влево.

Качели. И. п. лечь на живот, руки ладонями под подбородком. 1-6- взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться, 7-8 и. п.

Комплекс ритмической гимнастики №2

Спрятали – показали

Приседай

И. п.: встать, руки на поясе. 1- отставить правую ногу вправо, на лево полуприсесть, руки в стороны; 2- и. п. То же с левой ноги.

Пингвин

И. п.: то же. 1-2- полуприсесть, наклониться вперед, руки отвести назад; 3-4- и. п.

Бабочка

И. п.: о. с. 1-2- стоять на левой ноге, подняв правую согнутую в колене ногу и опершись ею о голень левой ноги, помахивая руками вверх – вниз.

Поймай комарика

И. п.: то же. 1- шаг вправо, полуприсесть на правой ноге, левую полусогнутую завести назад за правую, поворот влево с хлопком на уровне пояса; 2- то же в другую сторону.

Галоп

И. п.: встать, руки на поясе. 1-3- 3 переставных шага бокового галопа вправо; 4- полуприсесть на правой ноге, поворот влево с разведением полусогнутых рук в стороны, левая нога пятку вперед. То же влево.

Утята

Фрагмент танца: 4 движения, соединяя большой палец с остальными соединенными пальцами («уточки открывают и закрывают клюв»), руки при этом находятся над плечами; 4 движения согнутыми в локтях руками вверх и вниз («уточки машут крыльями»), 4 движения вверх и вниз с поворотом туловища вправо и влево с поочередным опусканием и подниманием плеч; 4 хлопка пред собой, кружение в парах в одну и другую сторону.

Лягушка

И. п.: присесть на пол, упор руками сзади. 1-2- прыжком перейти в положение лежа на полу; 3-4- и. п.

Ногу поднимай

И. п.: сесть на пол, упор руками сзади. 1- поднять прямую правую ногу вперед и вверх; 2- и. п.; 3-4- то же левой ногой.

Ноги сгибай и выпрямляй

И. п.: лечь анна спину, руками удерживать согнутые в коленях ноги. 1- выпрямить ноги вверх, руки в стороны; 2- и. п.

Колени вправо, влево

И. п.: сесть на пол, ноги согнуть в коленях, упор руками сзади. 1-2- поворот, колени опустить вправо на пол; 3-4- то же влево.

Прогнись

И. п.: встать на колени с упором на руки. 1- прогнуться, мах прямой правой ногой назад; 2- и. п.; 3-4- то же левой ногой.

Корзиночка

И. п.: лечь на полу, руки под подбородком. 1-2- прогнуться, упор на прямых руках, согнутыми в коленях ногами достать голову.

Дотянись до носка

Отдыхаем

И. п.: сидя, скрестив ноги, спина полукруглая, голова наклонена вперед, руки на коленях. Расслабление в этом положении с закрытыми глазами в течение 45 – 60 сек.

Комплекс ритмической гимнастики №3

2. И.п. то же. 1- согнуть левую руку в локте, правую ногу в колене и соединить их; 2 – и.п.; 3-4 то же левой и правой ногой.

4. И.п. то же. 1 – 3 шага вперёд с правой ноги; 4 – приставить левую ногу к правой с притопом и одновременным хлопком перед собой; 5 –8 то же выполняется раздельно, то же выполняется вправо и влево.

5. И.п. то же. 1 – присесть, руки в упоре впереди на полу; 2 – выпрямить ноги, не отрывая рук от пола; 3 – присесть; 4 – встать, руки в стороны, вверх ладонями вперёд, пальцы разведены, правая нога вправо на пятку (утюжком), голова наклонена вправо. Тоже влево.

8. Кружение с подскоками в парах, держась под руки, в одну, а затем в другую сторону. Бег на месте с замедлением.

10. И.п.: сесть на пол, прямые ноги сведены вместе. 1- правую ногу согнуть в колене и подтянуть её к себе, правая рука, согнутая в локте, с разведёнными пальцами отводится к бедру, а левая в таком же положении вытягивается вперёд, голова наклонена влево; 2 – то же с другой ноги.

11. И.п.: лечь с упором на предплечье. Производить круговые движения согнутыми в коленях ногами. То же в обратном направлении.

12. И.п.: лечь на спину. Разнообразные движения ногами и руками. Поворот на живот.

13. И.п.: лечь на живот, руки ладонями под подбородком. 1 – 2 –развести руки в стороны, прогнуться; 3 — 4 – и.п.

14. И.п.: расслабление, лёжа на спине (45 секунд), затем сесть, обхватив руками согнутые в коленях ноги, голову опустить. 1 – 4 – прогнуться назад, руки через стороны назад на пол – вдох; 5 – 8 – и.п.- выдох. Встать и перейти на ходьбу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *